Задорная и провокационная, но при этом душевная российская романтическая комедия из пяти отдельных новелл
Сотрудница полиции (Равшана Куркова) мечтает найти любовь, но ей мешает впитанное с детства недоверие к мужчинам. Школьная учительница (Анна Михалкова) нехотя соглашается на предложение мужа сходить на вечеринку свингеров. Девушка-подросток (Ясмина Омерович) ищет через Интернет мужчину, чтобы потерять девственность. Состоятельная женщина (Виктория Исакова) похищает известного актера и требует, чтобы он помог ей зачать ребенка. Эксперт по психологии любви (Джон Малкович) готовится рассказать жене о том, что любит другую, когда слышит от нее, что у нее тоже есть кавалер.
В 2015 году российская постановщица Анна Меликян сняла битком набитую звездами романтическую комедию-альманах «Про любовь». Ленту очень высоко оценили критики, и она получила Главный приз фестиваля «Кинотавр» и премию «Золотой орел» в категории «лучший игровой фильм». Зрители, однако, были о фильме куда более низкого мнения, и «Про любовь» не окупилась в прокате, хотя собрала в несколько раз больше, чем предыдущая лента Меликян «Звезда». Очевидно, картина, которая задумывалась как блокбастер, получилась «фильмом не для всех».
Тем не менее Меликян и ее коллеги сочли «Про любовь» достаточно удачной, чтобы выпустить ее сиквел. Точнее, новую комедию-альманах с пятью романтическими историями, которые на сей раз создали шесть режиссеров под общим руководством Меликян (Наталья Меркулова и Алексей Чупов вдвоем работали над второй историей). Как и ее предшественница, «Про любовь» обрамлена и связана воедино публичной лекцией о психологии любви, на которой присутствуют почти все основные фигуранты событий. Однако новеллы фильма совершенно независимы, и их можно было бы показывать как отдельные короткометражки.
Что сказать о картине в целом? Что «Про любовь. Только для взрослых» примитивнее и поверхностнее, чем предшественница, которая порой рыла вглубь и рассказывала оригинальные и интересные истории. В сиквеле подлинно неожиданной можно называть лишь четвертую историю, созданную Евгением Шелякиным. Она становится особенно непредсказуемой, когда дуэт главных героев превращается в трио… Глубина, впрочем, от этого у сюжета не образуется, и четвертая новелла, как и ее соседки по фильму, сводится к плоскому утверждению ценности преданной любви. Конечно, от романтических комедий большего никто не требует, но на фоне предыдущего фильма сценарии сиквела проигрывают.
С юмором зато у картины все в полном порядке. Посмеяться не получится лишь на элегичной пятой новелле, снятой Резо Гигинеишвили. В ней тоже есть шутки и гэги, но все же минорность доминирует – и ветеран Джон Малкович отлично справляется с изображением душевных колебаний мужчины, который готов изменить жене, но не готов смириться с ее изменой.
Первые же четыре новеллы – это чистые фарсы, один другого абсурднее и комичнее. Первая новелла, снятая Павлом Руминовым, получилась самой смешной и самой неполиткорректной, вторая новелла Меркуловой и Чупова берет разнузданностью (хотите увидеть Анну Михалкову в позе садо-мазо?), а четвертая новелла, как уже говорилось, впечатляет неожиданностью, а также сатирической едкостью. Не слишком удачна лишь третья новелла Нигины Сайфуллаевой, но и она достаточно забавна, чтобы стоять в одном ряду с другими частями фильма. Слабость этой новеллы – в ее тривиальном и особенно плоском сюжете.
Еще в фильме, как и в предыдущей картине, есть несколько музыкальных номеров, оформленных как уличные и клубные представления, которые посещают персонажи. В художественном плане эти номера мало что добавляют, но попсовая музыка в романтическом кино лишней не бывает.
Наконец, лента подчеркнуто добродушна и душевна, но она также балансирует на грани фола и порой за нее заходит. Это не критика. Просто помните, что слова «Только для взрослых» – это не только часть названия, но и точное определение аудитории.
С 1 сентября в кино.