Второсортная фарсовая фантастическая мульткомедия о том, что с пришельцами не обязательно воевать – с ними можно договориться
Из всех галактических цивилизаций бувы лучше всего умеют прятаться от врагов и захватывать чужие планеты, населенные «низшими расами». Когда они добираются до Земли, бувы всего за несколько часов собирают всех людей в Австралии и распределяют между собой освободившиеся дома и квартиры. Но так как Ох, самый недотепистый був, случайно рассылает свое приглашение на новоселье всей Галактике, благополучие его цивилизации вновь оказывается под угрозой. Пока лучшие умы его народа ломают головы над тем, как защититься от врагов, могущих узнать их звездные координаты, Ох случайно знакомится с девочкой-подростком по имени Дар, которая по ошибке не была переселена в Австралию, и она заставляет его отправиться вместе с ней на поиски ее матери.
Все мы знаем, как обычно развиваются голливудские инопланетные вторжения. Сперва пришельцы наносят сокрушительный удар и будущее человечества оказывается под угрозой, но затем среди людей находятся богатыри вроде Уилла Смита, Тома Круза и Брюса Уиллиса (на худой конец вроде Сьюзан Мерфи из «Монстров против пришельцев»), и побежденные «вторженцы» жалеют о том дне, когда сели за баранки своих космических пылесосов. Свистят ракеты, сверкают лазеры, корчатся в муках раскрошенные инопланетные робопауки – боевик, да и только!
Если не считать самого факта космического вторжения, «Дом», новый компьютерный 3D-блокбастер студии DreamWorks Animation, не имеет с подобным кино почти ничего общего. Тут нет ни Брюса Уиллиса, ни эпических побоищ, ни «летели наземь самураи под напором стали и огня». За весь фильм звучит, кажется, всего один выстрел из ручного оружия, а в той паре коротких сцен, где Дар и Ох стреляют из пушек своей летающей машины, они палят не пулями или лазерами, а чипсами и соусом (когда Ох модифицировал автомобиль матери героини, чтобы на нем можно было облететь весь мир, он использовал аппараты из магазина фастфуда).
Вообще, полноценные экшен-эпизоды «Дома» можно пересчитать по пальцам, и самый масштабный из них располагается не в кульминации ленты, а в ее середине – это фигурирующая в трейлере сцена с летающей и переворачивающейся в воздухе Эйфелевой башней (бувы обожают антигравитацию). Мало того, за весь фильм никто даже не задумывается о том, как выкурить пришельцев с Земли, а Дар отправляется в путешествие лишь для того, чтобы найти маму. О защите планеты девочка даже не помышляет. Сразу видно, что она не русская и не американка (как и озвучивающая ее в оригинале поп-звезда Рианна, Дар «понаехала» в Штаты с карибского острова Барбадос).
Итак, «Дом» – это не мультяшный боевик, а эксцентричная фантастическая комедия в стиле «бадди-муви», которая в основном состоит из забавных пикировок между Дар и Охом и из эпизодов, в которых бувы демонстрируют удивительную для путешествующей по Галактике расы глупость. Как обычно в таких фильмах, главные герои начинают свою «одиссею» как антагонисты. Но когда Ох демонстрирует свое зашкаливающее дружелюбие (обычно у бувов не бывает друзей, но Ох не такой, как другие), а Дар объясняет спутнику, что такое «мама», «семья», «искусство» и «беззаветная храбрость» (ничего этого у бувов нет), персонажи проникаются друг к другу уважением, и Ох осознает, что вторгаться на Землю и переселять человечество не следовало. Так что кульминация фильма оказывается не эпической баталией, а разговором Оха по душам со своими соплеменниками и с их «заклятыми врагами». Вы знали, что столетия расизма можно исправить одной пламенной речью? Да, мы тоже в шоке…
Красочное ли это кино? Да, как обычно у DreamWorks Animation. Увлекательное ли это кино? Да, если вы – маленький ребенок, который предпочитает бескровные, добродушные и не особенно драматичные комедии грандиозным экранным сражениям. Взрослым же в такой картине ловить практически нечего. Смешное ли это кино? Местами и временами. Шутки и гэги в «Доме» на каждом шагу, но лишь немногие из них вызывают гомерический смех, и в русском переводе фильм явно проигрывает от утраты голоса Джима Парсонса, Шелдона Купера из «Теории большого взрыва». Каждая фраза Оха становится на 25% смешнее, когда ее произносит Парсонс.
«Работает» ли фильм, когда переходит от юмора к драматичной патетике? Нет, не «работает». Потому что, например, жалобы Дар на то, как трудно приходится эмигрантке в американской школе, звучат как пустые слова, поскольку не иллюстрируются визуально. Вообще, все попытки героини показаться уязвимой проваливаются, поскольку Дар предстает настолько крутой, предприимчивой и самодостаточной, насколько всем этим может быть темнокожая американская семиклассница с непокорными кудряшками. Наконец, есть ли в фильме что-то интересное с точки зрения научно-фантастического дизайна? Нет – «Дом» отлично подойдет для фанатского конкурса «Вспомни, где ты это видел». Не блещет лента и оригинальным, запоминающимся юмором. В общем, разок сходить на такой фильм с ребенком можно. Особенно если вы стараетесь не растить свое чадо на жестких боевиках. Но будет несправедливо, если «Дом» решит нынешние финансовые проблемы DreamWorks Animation и станет началом популярного цикла. Он этого недостоин.