


В прокат выходят «Девушки на балконе» — режиссерская картина актрисы Ноэми Мерлан («Портрет девушки в огне», «Куриоса»). В личной и во многом автобиографической истории Мерлан не боится быть смешной, смешивать жанры и искать новые подходы к непростому сюжету «месть за изнасилование». Премьера фильма состоялась в секции полуночных показов Каннского кинофестиваля, нам удалось поговорить с кинематографисткой на Лазурном берегу о том, как не бояться высказываться и быть самой собой.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Фильм выглядит довольно личной историей. Расскажите, как вы начали работу над сценарием.
Фильм начался с чего-то действительно настоящего, своего рода автопортрета. После начала движения #MeToo я стала понимать, в какой реальности мы живем и какова моя роль в ней. Поняла, что я не могу продолжать в том же духе. Даже в моих отношениях я задыхалась. Так, я сбежала, переехала в квартиру моей подруги, и я жила у нее в течение нескольких месяцев. И я подумала: «О Боже, а ведь раньше я никогда не жила только с женщинами!» И мы начали говорить, говорить обо всех наших травмах, об угнетении, патриархальном в первую очередь, но с большой иронией. Мы высмеивали агрессоров. Мы были свободны в наших телах, потому что мы не смотрели друг на друга с, ну вы знаете, диктатом, который навязывает общество. Были по-настоящему свободными, правда! И твое тело, и определенная вульгарность этого тела — это жизненная необходимость.
Так все и началось! А затем Селин…(Селин Сьямма — прим. ред.) Она мой хороший друг, мы действительно сблизились после работы над «Портретом девушки в огне». Мы никогда не переставали говорить обо всем на свете — и о кино, конечно. Ей понравилась история, и она помогла со сценарием. И была все время рядом ради фильма.
В фильме есть реплика, в которой сценаристка говорит об отказе от правил драматургии. Очевидно, что это момент определенной саморефлексии, как это отразилось в вашей работе над текстом? Возможно, в этом и прослеживается влияние Селин?
Когда мы начали работать с Селин над «Портретом девушки в огне», мы говорили о динамике повествования, привычной динамике нарратива, которая всегда была. Вкупе с конфликтом драматургия действительно патриархальна в некотором смысле. Мы задумались: может, есть способ это изменить? Сделать сценарий удивительно полным и красочным, но также уважительным, что ли, более разумным для всех. Поэтому в работе над «Девушкам на балконе» мы хотели создать эту героиню, писательницу Николь, которая пытается изобрести что-то новое. Именно в таком новом нарративе она может попытаться сделать себя и своих подруг свободными. Мы взвалили на ее плечи тяжелую ношу! Вот почему в фильме это было очень важно. Так же как и признание агрессора.
И об агрессоре: совпадение ли, что преступник — фотограф?
Нет. Моя первая модельная съемка была, когда мне было 17 лет, — произошло нечто похожее. Это метафора… Нет! Даже не совсем метафора: понимаете, образ женщины, которой все время надо создавать образ? Для меня так начался переход во взрослый мир, я стала становиться женщиной. Ваше тело… Мы говорим: вы — это ваша душа, которую мы пытаемся раскрыть, но на деле это просто ваше тело! И на самом деле мы не существуем. И поэтому я не существовала сама для себя долгое время — мне хотелось высмеять эту ситуацию.
Как высмеивание дарит вам освобождение?
Для меня это единственный способ дистанцироваться и переосмыслить наши истории. Посмеяться над ними — это своего рода оружие для меня. Ладно, это может прозвучать глупо, но я бы хотела высказать все фотографам, с которыми работала, и операторам, и всем остальным. Быть в состоянии не молчать и не бояться, быть бесстрашной сказать это и в реальной жизни: «То, что вы мне говорите, на самом деле неправда и вообще звучит несколько глупо». Так что давайте быть честными, но с юмором.
Фильм доказывает, что у вас здоровые отношения с собственным телом. Это был долгий трудный путь принятия?
Хотела бы я сказать что-то поднимающее командный дух прямо сейчас, но! (Разводит руками.) Я была молодой женщиной 14-15 лет и чувствовала себя ужасно, потому что у меня вообще не было груди! А грудь — естественно, важная штука в обществе, если у тебя есть грудь, значит, ты женщина! Мне хотелось умереть. Сказать: о’кей, значит, я не женщина. Я не идеальна, на меня никто даже не взглянет. И так я увеличила грудь. Доктор говорила, что все хорошо и лучше оставить как есть, но у меня уже была слишком большая травма. Это было первое «знакомство» с моим телом. Потом я начала работать в модельном бизнесе и ездить по миру. Я сотрудничала с тем самым фотографом, а потом мне сказали, что я недостаточно худая: с моим ростом (176 см — прим. ред.) я весила 47 кг! Я начала страдать анорексией, годами и годами издеваться над своим телом, чтобы соответствовать идеалу. Так я стала просто телом, которое должно быть идеальным для этого патриархального мира, и я была невидима для себя. Мои родители пытались меня утешить, но я чувствовала себя так паршиво. И даже тот фотограф… ты не женщина 17 лет, ты просто кусок мяса. И так началась моя история взаимоотношений с телом.
С движением #MeToo, со стартом актерской деятельности мое самоощущение понемногу начало меняться. Но все же в индустрии женщине говорят, что ты должна быть красивой и сексуальной. Так что только с такими женщинами, как Селин, я начала быть артисткой и быть женщиной. Сейчас я гораздо более разумно отношусь к своему телу и к себе самой. Для меня жизненно важно показать это по-другому и позволить себе пукнуть! Позволить себе немного больше. Но у меня все еще есть травма, поэтому я иногда недоедаю и буквально заставляю себя нормально есть.
Я думаю, существует стереотип, что красивая женщина не может быть смешной. Она же леди! Поначалу вы чаще снимались в драмах и заявили о себе драматическими ролями, а теперь взяли курс на комедии, допустим, фильм Луи Гарреля «По правилам и без». Это было осознанное решение или все идет как идет?
Это не было решением! Когда вы начинаете играть драматические роли, люди загоняют вас в рамки, воспринимают, что вы умеете играть только драму. Я не чувствовала себя достаточно комфортно, чтобы быть смешной или шутить. Только наедине с друзьями.
Все изменилось с фильмом Жака Одиара «Париж, 13-й округ». Я попробовала себя в комедии. Луи Гаррель посмотрел этот фильм и подумал: «О, она может быть смешной!» И выбрал меня на роль. И я тоже поняла, что могу.
Все могут быть смешными. Абсолютно все. Я совсем не была забавной, пока не встретила Санду (Санда Кодряну — исполнительница роли Николь в фильме. — прим. ред.) — она была моей лучшей подругой с 15 лет. Именно она привнесла новую краску в мою жизнь — юмор, ведь он заразителен. Я всегда хотела попробовать комедийную роль, просто раньше не было возможности.
Но и этот фильм невозможно было бы снять без комедийного подхода: героини часто находятся вместе в очень компактном, почти клаустрофобном пространстве. Поэтому вам нужно было выстроить особенную химию с вашими актрисами.
Да, для меня было очень важно, чтобы три девушки были действительно близки, свободны друг перед другом. Как я сказала, мы с Сандрой хорошие друзья уже долгое-долгое время. Так что у нас это уже было. Поэтому я сама и сыграла в фильме, потому что я отталкивалась от того, что случилось на самом деле. Затем я встретила Сухейлу на кастинге. Она будто бы уже была этой героиней. То, что она предлагала, было настолько мощным и инстинктивным, и она была полностью свободна в обращении со своим телом. У нее было столько идей! Но героиня Руби — это непростая роль для актрисы.
Было очень важно вначале показать женщину, которая очень свободная, она хочет быть топлес, как мужчины, она любит заниматься сексом. Она вебкамщица и не стесняется этого. Она любит говорить о сексе, и для нее это не проблема. Я не хотела показывать «идеальную жертву», как обычно жертв воспринимают в обществе. После агрессии или изнасилования ты плачешь, ты остаешься дома, ты прячешь себя. Нет, я хотела показать ту же степень свободы, ту же храбрость улыбаться и сохранять активную позицию.
Вы смешиваете жанры, например, ужасы вроде сплеттера, комедию и драму. Что было интересно для вас с точки зрения этого своеобразного гибрида?
Я обожаю жанровое кино! Первые фильмы, на которые я ходила в кино, были кровавые ужасы. И я люблю миксы жанров. В «Девушках на балконе» мне надо было выразить сокрушительную ярость, которую я совсем не выражаю в жизни, потому что… ну, это не похоже на меня. Мне не хочется… Но в кино все по-другому! Я хотела исследовать агрессию, которую мы сдерживаем внутри себя, — и я, и мои подруги. Но я не могла сосредотачиваться только на гневе, насилии, крови, нужен был и юмор. Вообще-то я не люблю насилие, но иногда нужны упражнения и в ярости.
Я добавила и комедию, чтобы уравновесить. Мне необходимо было смешивать жанры, потому что я не хотела, чтобы у этих женщин были какие-то лимиты, хотелось начать новую эру для них. Они словно заново узнают себя, воссоединяются с собой, чтобы почувствовать свободу и понять, кем они являются. И фильм должен был быть таким же, как они, — исследовать новое.
Как вам кажется, съемки этого фильма изменили вашу жизнь или ваше отношение к жизни?
Да, на самом деле отношение изменилось еще до, именно поэтому я и сняла фильм. Хм, то что мы его сделали, придает мне сил, но не в смысле «у меня есть власть, я снимаю кино». Скорее силы быть самой собой, иметь пространство для рефлексии, для высказывания. Меня очень вдохновляет возможность просто начать этот диалог.
Как вы думаете, какое будущее ждет ваших героинь?
Я надеюсь, что все меняется и мы на пути к какому-то общему месту, публичному пространству для всех и где все смогут быть собой и уважать друг друга. Получается, я оптимистка!