Что посмотреть
Аутсорс
Реклама 18+
Закрыть
Реклама   18+
Все серии
Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHxqXkDUB
Закрыть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHUrosfN7 Okko Okko
Интервью

Ноэми Мерлан о фильме «Девушки на балконе»: «Я хотела исследовать агрессию, которую мы сдерживаем»

В прокат выходят «Девушки на балконе» — режиссерская картина актрисы Ноэми Мерлан («Портрет девушки в огне», «Куриоса»). В личной и во многом автобиографической истории Мерлан не боится быть смешной, смешивать жанры и искать новые подходы к непростому сюжету «месть за изнасилование». Премьера фильма состоялась в секции полуночных показов Каннского кинофестиваля, нам удалось поговорить с кинематографисткой на Лазурном берегу о том, как не бояться высказываться и быть самой собой.

 

Добавить в закладки
Ноэми Мерлан о фильме «Девушки на балконе»: «Я хотела исследовать агрессию, которую мы сдерживаем»

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

Фильм выглядит довольно личной историей. Расскажите, как вы начали работу над сценарием.

Фильм начался с чего-то действительно настоящего, своего рода автопортрета. После начала движения #MeToo я стала понимать, в какой реальности мы живем и какова моя роль в ней. Поняла, что я не могу продолжать в том же духе. Даже в моих отношениях я задыхалась. Так, я сбежала, переехала в квартиру моей подруги, и я жила у нее в течение нескольких месяцев. И я подумала: «О Боже, а ведь раньше я никогда не жила только с женщинами!» И мы начали говорить, говорить обо всех наших травмах, об угнетении, патриархальном в первую очередь, но с большой иронией. Мы высмеивали агрессоров. Мы были свободны в наших телах, потому что мы не смотрели друг на друга с, ну вы знаете, диктатом, который навязывает общество. Были по-настоящему свободными, правда! И твое тело, и определенная вульгарность этого тела — это жизненная необходимость. 

Ноэми Мерлан на съемках фильма «Девушки на балконе»

Ноэми Мерлан на съемках фильма «Девушки на балконе»

Так все и началось! А затем Селин…(Селин Сьямма — прим. ред.) Она мой хороший друг, мы действительно сблизились после работы над «Портретом девушки в огне». Мы никогда не переставали говорить обо всем на свете — и о кино, конечно. Ей понравилась история, и она помогла со сценарием. И была все время рядом ради фильма.

В фильме есть реплика, в которой сценаристка говорит об отказе от правил драматургии. Очевидно, что это момент определенной саморефлексии, как это отразилось в вашей работе над текстом? Возможно, в этом и прослеживается влияние Селин?

Когда мы начали работать с Селин над «Портретом девушки в огне», мы говорили о динамике повествования, привычной динамике нарратива, которая всегда была. Вкупе с конфликтом драматургия действительно патриархальна в некотором смысле. Мы задумались: может, есть способ это изменить? Сделать сценарий удивительно полным и красочным, но также уважительным, что ли, более разумным для всех. Поэтому в работе над «Девушкам на балконе» мы хотели создать эту героиню, писательницу Николь, которая пытается изобрести что-то новое. Именно в таком новом нарративе она может попытаться сделать себя и своих подруг свободными. Мы взвалили на ее плечи тяжелую ношу! Вот почему в фильме это было очень важно. Так же как и признание агрессора.

Сухейла Якуб на съемках фильма «Девушки на балконе»

Сухейла Якуб на съемках фильма «Девушки на балконе»

И об агрессоре: совпадение ли, что преступник — фотограф?

Нет. Моя первая модельная съемка была, когда мне было 17 лет, — произошло нечто похожее. Это метафора… Нет! Даже не совсем метафора: понимаете, образ женщины, которой все время надо создавать образ? Для меня так начался переход во взрослый мир, я стала становиться женщиной. Ваше тело… Мы говорим: вы — это ваша душа, которую мы пытаемся раскрыть, но на деле это просто ваше тело! И на самом деле мы не существуем. И поэтому я не существовала сама для себя долгое время — мне хотелось высмеять эту ситуацию. 

Ноэми Мерлан на съемках фильма «Девушки на балконе»

Ноэми Мерлан на съемках фильма «Девушки на балконе»

Как высмеивание дарит вам освобождение?

Для меня это единственный способ дистанцироваться и переосмыслить наши истории. Посмеяться над ними — это своего рода оружие для меня. Ладно, это может прозвучать глупо, но я бы хотела высказать все фотографам, с которыми работала, и операторам, и всем остальным. Быть в состоянии не молчать и не бояться, быть бесстрашной сказать это и в реальной жизни: «То, что вы мне говорите, на самом деле неправда и вообще звучит несколько глупо». Так что давайте быть честными, но с юмором. 

Фильм доказывает, что у вас здоровые отношения с собственным телом. Это был долгий трудный путь принятия?

Хотела бы я сказать что-то поднимающее командный дух прямо сейчас, но! (Разводит руками.) Я была молодой женщиной 14-15 лет и чувствовала себя ужасно, потому что у меня вообще не было груди! А грудь — естественно, важная штука в обществе, если у тебя есть грудь, значит, ты женщина! Мне хотелось умереть. Сказать: о’кей, значит, я не женщина. Я не идеальна, на меня никто даже не взглянет. И так я увеличила грудь. Доктор говорила, что все хорошо и лучше оставить как есть, но у меня уже была слишком большая травма. Это было первое «знакомство» с моим телом. Потом я начала работать в модельном бизнесе и ездить по миру. Я сотрудничала с тем самым фотографом, а потом мне сказали, что я недостаточно худая: с моим ростом (176 см — прим. ред.) я весила 47 кг! Я начала страдать анорексией, годами и годами издеваться над своим телом, чтобы соответствовать идеалу. Так я стала просто телом, которое должно быть идеальным для этого патриархального мира, и я была невидима для себя. Мои родители пытались меня утешить, но я чувствовала себя так паршиво. И даже тот фотограф… ты не женщина 17 лет, ты просто кусок мяса. И так началась моя история взаимоотношений с телом. 

Ноэми Мерлан на съемках фильма «Девушки на балконе»

Ноэми Мерлан на съемках фильма «Девушки на балконе»

С движением #MeToo, со стартом актерской деятельности мое самоощущение понемногу начало меняться. Но все же в индустрии женщине говорят, что ты должна быть красивой и сексуальной. Так что только с такими женщинами, как Селин, я начала быть артисткой и быть женщиной. Сейчас я гораздо более разумно отношусь к своему телу и к себе самой. Для меня жизненно важно показать это по-другому и позволить себе пукнуть! Позволить себе немного больше. Но у меня все еще есть травма, поэтому я иногда недоедаю и буквально заставляю себя нормально есть. 

Я думаю, существует стереотип, что красивая женщина не может быть смешной. Она же леди! Поначалу вы чаще снимались в драмах и заявили о себе драматическими ролями, а теперь взяли курс на комедии, допустим, фильм Луи Гарреля «По правилам и без». Это было осознанное решение или все идет как идет?

Это не было решением! Когда вы начинаете играть драматические роли, люди загоняют вас в рамки, воспринимают, что вы умеете играть только драму. Я не чувствовала себя достаточно комфортно, чтобы быть смешной или шутить. Только наедине с друзьями. 

Все изменилось с фильмом Жака Одиара «Париж, 13-й округ». Я попробовала себя в комедии. Луи Гаррель посмотрел этот фильм и подумал: «О, она может быть смешной!» И выбрал меня на роль. И я тоже поняла, что могу.

Все могут быть смешными. Абсолютно все. Я совсем не была забавной, пока не встретила Санду (Санда Кодряну — исполнительница роли Николь в фильме. прим. ред.) — она была моей лучшей подругой с 15 лет. Именно она привнесла новую краску в мою жизнь — юмор, ведь он заразителен. Я всегда хотела попробовать комедийную роль, просто раньше не было возможности. 

Санда Кодряну на съемках фильма «Девушки на балконе»

Санда Кодряну на съемках фильма «Девушки на балконе»

Но и этот фильм невозможно было бы снять без комедийного подхода: героини часто находятся вместе в очень компактном, почти клаустрофобном пространстве. Поэтому вам нужно было выстроить особенную химию с вашими актрисами.

Да, для меня было очень важно, чтобы три девушки были действительно близки, свободны друг перед другом. Как я сказала, мы с Сандрой хорошие друзья уже долгое-долгое время. Так что у нас это уже было. Поэтому я сама и сыграла в фильме, потому что я отталкивалась от того, что случилось на самом деле. Затем я встретила Сухейлу на кастинге. Она будто бы уже была этой героиней. То, что она предлагала, было настолько мощным и инстинктивным, и она была полностью свободна в обращении со своим телом. У нее было столько идей! Но героиня Руби — это непростая роль для актрисы. 

Было очень важно вначале показать женщину, которая очень свободная, она хочет быть топлес, как мужчины, она любит заниматься сексом. Она вебкамщица и не стесняется этого. Она любит говорить о сексе, и для нее это не проблема. Я не хотела показывать «идеальную жертву», как обычно жертв воспринимают в обществе. После агрессии или изнасилования ты плачешь, ты остаешься дома, ты прячешь себя. Нет, я хотела показать ту же степень свободы, ту же храбрость улыбаться и сохранять активную позицию.

Санда Кодряну и Ноэми Мерлан на съемках фильма «Девушки на балконе»

Санда Кодряну и Ноэми Мерлан на съемках фильма «Девушки на балконе»

Вы смешиваете жанры, например, ужасы вроде сплеттера, комедию и драму. Что было интересно для вас с точки зрения этого своеобразного гибрида?

Я обожаю жанровое кино! Первые фильмы, на которые я ходила в кино, были кровавые ужасы. И я люблю миксы жанров. В «Девушках на балконе» мне надо было выразить сокрушительную ярость, которую я совсем не выражаю в жизни, потому что… ну, это не похоже на меня. Мне не хочется… Но в кино все по-другому! Я хотела исследовать агрессию, которую мы сдерживаем внутри себя, — и я, и мои подруги. Но я не могла сосредотачиваться только на гневе, насилии, крови, нужен был и юмор. Вообще-то я не люблю насилие, но иногда нужны упражнения и в ярости. 

Я добавила и комедию, чтобы уравновесить. Мне необходимо было смешивать жанры, потому что я не хотела, чтобы у этих женщин были какие-то лимиты, хотелось начать новую эру для них. Они словно заново узнают себя, воссоединяются с собой, чтобы почувствовать свободу и понять, кем они являются. И фильм должен был быть таким же, как они, — исследовать новое.

Кадр из фильма «Девушки на балконе»

Кадр из фильма «Девушки на балконе»

Как вам кажется, съемки этого фильма изменили вашу жизнь или ваше отношение к жизни?

Да, на самом деле отношение изменилось еще до, именно поэтому я и сняла фильм. Хм, то что мы его сделали, придает мне сил, но не в смысле «у меня есть власть, я снимаю кино». Скорее силы быть самой собой, иметь пространство для рефлексии, для высказывания. Меня очень вдохновляет возможность просто начать этот диалог.

Как вы думаете, какое будущее ждет ваших героинь? 

Я надеюсь, что все меняется и мы на пути к какому-то общему месту, публичному пространству для всех и где все смогут быть собой и уважать друг друга. Получается, я оптимистка!

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?