Крепкий триллер, основанный на одном из самых любопытных недавних произведений Стивена Кинга, написанном в жанре детектива
Детектив Билл Ходжес ушел на пенсию, но одно нераскрытое дело не позволяет ему расслабленно попивать пиво, сидя на крыльце своего старого дома, – два года назад неизвестный на угнанном автомобиле врезался в толпу людей, лишив жизни почти два десятка невинных. Расследование с тех пор не сдвинулось ни на шаг, преступник тщательно замел следы и затаился, но долго скрываться психопату Брейди Хартсфилду сложно, он желает известности и публичной оценки своих выходок. Полагая, что покинувший службу Ходжес станет легкой добычей, Хартсфилд начинает со стариком игру в кошки-мышки, но Билл оказывается крепким орешком и опытным копом – ухватив за ниточку, детектив в отставке торопится раскрутить дело Мистера Мерседеса, чтобы предотвратить новое массовое убийство.
Большая ошибка считать, что Стивен Кинг пишет свои книги только в рамках жанра ужасов, его перу принадлежат романы, которые вполне можно отнести к исторической прозе, публицистике, драматическим произведениям и фантастике. «Король ужасов» охватил многое и заглянул в самые сумрачные уголки литературы, обходя стороной до недавнего времени только один обширный творческий континент – детективы. И вот в 2014 году «терра инкогнита» пала, в свет вышла книга «Мистер Мерседес», получившая столь оптимистичные оценки критиков и читателей, что Кинг моментально выдал два продолжения, объединенных главным героем, отставным детективом Биллом Ходжесом. В 2017-м у первой книги трилогии появилась экранизация, также не оставшаяся незамеченной поклонниками жанра – десять серий телешоу Дэвида Кэлли оказались увлекательным зрелищем, достойным литературного первоисточника.
Зрители, не знакомые с книгой, должны быть готовы к тому, что Ходжес – не Пуаро, не Коломбо и не мисс Марпл, в сериале зрители не ищут злодея вместе с сыщиком. Мы с первых минут знаем, на чьих руках кровь убитых мощным автомобилем людей, и далее наблюдаем за тем, что против молодого и безбашенного Брейди сможет предпринять преклонных лет человек, отдавший себя полиции без остатка, а потому сериал правильнее называть не детективом, а триллером, где напряжение звенит с первых минут и до самой финальной схватки. Мы получаем сразу двух интересных и противоречивых персонажей, а не наблюдаем за тем, как сыщик демонстрирует чудеса дедукции.
В случае с «Мистером Мерседесом» данный формат повествования придает зрелищу дополнительное измерение, имеющее, впрочем, еще книжную основу – события вокруг двух ведущих персонажей развиваются со зловещей схожестью и мистической запараллельностью. Хартсфилд и Ходжес оба находятся на том жизненном этапе, когда их тяготит неустроенность жизни, они оба переживали боль, оба несли потери, оба являются одиночками, плохо вписывающимися в общество. Даже гибель близких людей приходит к ним с зеркальной точностью – что теряет один, того лишается и другой. Они и вправду похожи, но и различие между ними более чем выпуклое – у детектива есть рамки, пусть и размытые. У убийцы их нет.
Сегодня злодеям на экране часто дается возможность как-то оправдаться. Авторы вкладывают в уста маньяков и террористов правильные слова, их действия объясняются возмездием, желанием перекроить мир и достичь светлого будущего, но Мистер Мерседес не таков. Хартсфилд – воплощение Зла, того древнего проклятья человечества, борьбу с которым в каждой своей книге ведет Кинг. Обиженный на весь мир молодой человек с упорством маньяка занимается разрушением, и ни полиция, ни общество ничего не могут с этим поделать. А одиночки – могут. И в этом главный посыл сериала – ключ найдется к любому замку, вот только то, что вы увидите за закрытой дверью, может вам не понравиться.
«Мистер Мерседес» разыгран великолепно, в этом шоу нет ни одной затянутой сцены, каждый диалог, каждый эпизод сконцентрированы на деле, а не растягивают хронометраж. Блестящие актеры моментально располагают к себе или отталкивают в зависимости от стороны конфликта, впрочем, Брейди тоже умеет обратить на себя внимание, хотя бы дружбой с Лу или трепетной, хоть и порочной любовью к матери, за что Гарри Тредэвэю отдельное спасибо. Хороши и актеры второго плана, их немного, но без них не сложился бы контакт зрителя с трагедией городка. Сюда же стоит добавить саундтрек шоу и работу операторов – смотреть «Мистера Мерседеса» одно удовольствие.
Небольшой слабостью проекта можно назвать только некоторое упрощение образа злодея, на него вывалены все «грехи» этого мира, так что вырасти кем-то, кроме убийцы, не было ни одного шанса. В реальности это все-таки действует менее топорно и работает много сложнее. Но удовольствию от просмотра это почти не мешает, все-таки разделение на хороших и плохих – это правильно.