Питер Джексон рассказал о фильме «Милые кости».
«Да, забавно, – заметил Питер Джексон в интервью EMPIRE в начале этого года. – Фильм должен был выйти на этих выходных».
Многим из нас хотелось, наконец, узнать, что представляет собой следующий после «Кинг-Конга» проект Джексона. Разве это не должна была быть скромная драма с минимумом спецэффектов? Не совсем так – спецэффектов в фильме очень много, и на их создание потребовался год постпродакшна на студии Weta; хотя никаких особых задержек не было, процесс все же затянулся.
«Фильм был завершен довольно давно, и по нашим планам, он должен был выйти через неделю после “Хранителей”, в марте 2009 года, – рассказывает режиссер. – Потом мы показали его студиям (DreamWorks и Paramount), и начались разговоры о том, чтобы попридержать его до “сезона наград”. Я терпеть не могу это определение, но, тем не менее, теперь релиз назначен на декабрь (в США – EMPIRE)». Это дало возможность вернуться к фильму и повозиться с ним еще. «Некоторые эпизоды со спецэффектами стали лучше и больше, чем прежде…»
Когда в январе 2005 года команда Джексона объявила, что в качестве своего следующего проекта режиссер собирается экранизировать книгу Элис Сиболд, это стало некоторым сюрпризом. Питер приобрел права на экранизацию несколькими годами ранее и даже упоминал об этом в парочке интервью, но едва ли это был тот са мый эффектный блокбастер, которого ждали от специалиста по Средиземью. История, рассказанная Сиболд, разворачивается в 1973 году и на первый взгляд кажется убийственно серьезной. Сама писательница была изнасилована, будучи студенткой (позже она опознала нападавшего на улице, заявила на него в полицию и он получил высшую меру наказания – это подробно изложено в ее мемуарах «Счастливица»).
«Милые кости», ее первый роман, начинается с момента, когда четырнадцатилетнюю Сьюзи Сэлмон по дороге домой насилуют и убивают, а тело расчленяют. Преступник – один из ее соседей, Джордж Харви, местный одинокий псих, одержимый строительством кукольных домиков. Хотя семья Сьюзи подозревает отшельника в убийстве, изобличающие улики так и не удается найти, и дело, в конце концов, закрывают. Еще более душераздирающей эту историю делает то, что она рассказана от лица убитой Сьюзи, наблюдающей из своего «личного рая» за тем, как ее семья – отец Джек, мать Эбигэйл и сестра Линдси – пытаются докопаться до истины. Сьюзи также, сквозь тонкие, призрачные связи с реальным миром, старается обрести покой и отомстить за себя. Получается своеобразное исследование понятий горя и семьи, необычного взросления (застряв в загробном мире, Сьюзи взрослеет и умнеет) и изящно вывернутая наизнанку история, в которой необходимо угадать, кто-же-это-сделал (мы и Сьюзи знаем кто, а вот персонажи из мира живых находятся в неведении). Будучи супер-бестселлером, эта книга была серьезным вызовом для любого режиссера.
«Ну, мне нравится сложная работа», – улыбается Джексон. Это одна из основных причин, почему он отказался быть режиссером «Хоббита»: плавали – знаем, ничего нового и вызывающего. То ли дело «Милые кости» – персонажи из реального мира, шокирующая тема, несдержанность эмоций и экзотическая идея снять фильм, в котором рассказчиком является мертвая девочка, смотрящая на все из загробного мира.
«Я был глубоко впечатлен этой историей, – сказал он о первом прочтении книги. – Местами она трогала меня до слез…» Джексон уточняет, что это будет личная интерпретация книги – его и партнеров по «Кольцам» Филиппы Бойенс и Фрэна Уэлша. Многое было вырезано или переработано: «Эту историю мы отфильтровали своими чувствами», – подчеркивает Питер, говоря о своем 65-миллионном проекте. И в самом деле, чем больше изучаешь эту историю, тем больше находишь в ней вопросов, которые не раз поднимались в других фильмах мэтра: концепция смерти, вины, тема семейных уз и жизни после смерти, пропущенная через призму работ Джексона на протяжении всей его карьеры, от «Небесных созданий» и «Страшил» до «Колец».
Это все те грани, которые делают его куда более зрелым режиссером, чем его привыкли считать.
«Это те вещи, которые все мы ощущаем в нашей жизни, – говорит он, – моменты потрясений и горя». Сложнее всего было найти главную героиню, Сьюзи Сэлмон. Именно ее присутствие привносит те ноты трагичности и черного юмора, которые делают фильм столь необычным по настроению. Ведя повествование в открытой и очень взвешенной манере, она является основным персонажем в этой истории, пусть и будучи мертвой. И хотя действие разыгрывается в Норристауне, штат Пенсильвания, на роль Сьюзи Джексон выбрал голубоглазую Сиршу Ронан, с ее мягким ирландским акцентом.
«О, она просто сказочная, – говорит Питер с восторгом. – Она напоминает мне Кейт Бланшетт – ну, молодую Кейт. Мне кажется, ее карьера и роли будут в том же духе, что когда-то делала Кейт. Я уверен, мы еще не раз ее увидим».
И, как показала работа Сиршы в фильме «Искупление», она и в самом деле справляется с нюансами игры, не уступая Бланшетт. Ронан, однако, не просто талантлива. У нее есть необъяснимая способность оставаться неунывающей и полной оптимизма в любой ситуации. Неважно, насколько плохи дела – а Сьюзи придется побывать в весьма неприятных местах, – она тряхнет волосами, обнимет режиссера и прощебечет: «Поехали!»
«Элайджа Вуд – единственный из всех, с кем мне доводилось работать, кого можно сравнить с Сиршей, – говорит Джексон. – Она готова перепробовать все. Работать с ней – сплошное удовольствие».
Только один серьезный сбой произошел во время съемок – зимой 2007 года в Пенсильвании (кстати, первая работа Джексона, снятая за пределами Новой Зеландии). Роль отца Сьюзи, Джека, продавца страховых полисов, одержимого идеей схватить Харви, должен был играть Райан Гослинг. Однако из-за «творческих разногласий» Гослинг тихо выбыл из проекта, уступив место Марку Уолбергу, которого Джексон характеризует как «блестящего». Рейчел Уайз играет роль матери Сьюзи, Эбигэйл, Сьюзан Сарандон – бабушку Линн, а в роли неуловимого Джорджа Харви (которого Сьюзи подчеркнуто вежливо именует «Мистер Харви») мы увидим Стенли Туччи. Джексон хотел особо подчеркнуть тот факт, что фильм «Милые кости» отнюдь не депрессивен. Собственно, название указывает на семейные узы, медленно укрепляющиеся после трагедии со Сьюзи. В этой истории то тут, то там мелькает мягкий юмор среди общей атмосферы ужаса и трагедии.
«Юмор очень важен. Нет ничего сложного в создании тяжелых, депрессивных фильмов. Несложно заставить аудиторию всплакнуть. Мы хотели сделать эту историю странной, забавно-причудливой, и это, без сомнения, самый большой вызов, принимая во внимание тематику книги» Собственно, основной вопрос, который стоит перед Сьюзи, – хочет ли она, чтобы родные запомнили ее как жертву или чтобы вспоминали с любовью и улыбкой? «Она как будто хочет вырвать свою жизнь из рук убийцы …»
Из всех сложностей, с которыми пришлось столкнуться при экранизации, самой большой стало изображение рая. Помните, как в фильме «Куда приводят мечты» Робин Уильямс ковыляет в каком-то месте, странно напоминающем смесь крышки от коробки печенья и планеты Набу? Шеболд подчеркивала, что это личные небеса Сьюзи, не имеющие ничего общего с общепринятыми.
Джексон отталкивался именно от этого: «В истории не говорится, что она попала на небеса, поэтому зрителям не стоит рассчитывать на панорамные съемки рая. Ту местность, которую они увидят, Сьюзи называет “где–то между”. Она застряла между самой смертью и местом, куда она отправится дальше. Суть в том, что она будет находиться там до тех пор, пока не смирится со своей смертью, но пока не может этого сделать».
«Это весьма странное место, созданное из моментов ее жизни и осколков воспоминаний, – объясняет Джексон свою точку зрения, – то, что она видела по телевизору; то, что она чувствовала, и такие моменты, о которых она мечтала, но которым так и не суждено сбыться. Это не какое-то универсальное представление о том, как должен выглядеть рай. Мы предположили, что такой “перевалочный пункт” – у каждого свой…»