В лучших традициях французской романтической комедии «Мистер Штайн» строится на увлекательном сюжете, любовном треугольнике и обаятельных актерах. Лучший способ проститься с уходящим летом
Потерявший два года назад жену 75-летний Пьер стремительно превращается в замшелого отшельника. В его парижскую квартиру изредка заглядывает занятая своими проблемами дочь, а с внуками старик так и не смог найти общий язык. Чтобы хоть как-то разнообразить жизнь Пьера, дочь дарит ему компьютер и приставляет к отцу молодого писателя-неудачника Алекса, чтобы тот научил хозяина азам общения в Интернете. Совладав с окнами, мышками и спамом, Пьер на сайте знакомств заводит переписку с очаровательной Флорой, но предпочитает не открывать ей подлинный возраст, а демонстрирует фото Алекса. Когда приходит время первого свидания, Пьер не решается рассказать о подлоге и просит своего молодого учителя подменить его на встрече, где Флора очаровывает Алекса. Теперь, когда в обмане замешаны двое, выпутаться из романтической паутины будет много сложнее.
К повторной экранизации классических сюжетов можно подходить по-разному – кто-то считает, что все дело в антураже, и с упорством маньяка воссоздает на экране эпоху, кто-то топорно переносит все в наше время, меняя королевства на корпорации, а мечи на пистолеты, а кто-то пытается уловить сходство и различие времен, характеров и мотивов, чем изящно адаптирует исторические драмы и комедии под день сегодняшний. Романтическая комедия Стефана Робели «Мистер Штайн идет в онлайн» – пример такого трепетного и заинтересованного отношения к прошлому: любовная переписка и манипуляции со знакомством, классический любовный треугольник и неожиданная дружба людей, которых разделяет полвека. Возможно такое в век Интернета и мобильных телефонов? Оказывается, да.
Не узнать в сюжете «Мистера Штайна» отсылки к «Сирано де Бержераку» сложно, даже если вы не видели ничего, кроме комедии со Стивом Мартином в главной роли. Нужно отметить, что к адаптации Робели (а он выступил и сценаристом картины) подошел со всей серьезностью – его герои осовременены, но не в ущерб логике. Так, Пьер общается с Флорой через сайт знакомств, но, как и литературный предшественник, очаровывает элегантностью слога, мудростью, искренностью. Причины нежелания личной встречи тоже понятны и обоснованы – Сирано смущался своего носа, а герой Пьера Ришара боится отпугнуть виртуальную возлюбленную разницей в возрасте и потому вынужден вкладывать свои слова в уста совсем не столь умудренного опытом юного повесы.
Треугольник у автора, таким образом, складывается одновременно классический, с подлогом и вычурными речами, но вполне оригинальный – в нем нет заведомо лучших и худших вариантов, и от этого развязка картины только выигрывает. Вкупе с фирменной парижской атмосферой романтики, ароматом легкого флирта в воздухе, нежностью в отношениях и тонкостью в признаниях картина оставляет самое благостное впечатление, словно бокал хорошего вина уютным летним вечером на нешумной веранде.
Блестяще выдерживает «Мистер Штайн» и все комедийные стандарты. Конечно, это не «Невезучие», не «Налево от лифта» и не «Высокий блондин в черном ботинке», но и Ришар, простите, уже не мальчик. В картине достаточно моментов, которые заставляют искренне улыбнуться, а сцена знакомства дочери и внучки с новой подружкой Пьера исполнена в лучших французских традициях жанра. Разумеется, не обошлось и без глупостей, вроде вставляемых в дисковод фотографий для отправки, открытых уличных окон вместо запуска программ или банального прокола на фотографии в рамке, но в целом лента в гораздо большей степени учитывает запросы аудиторий различных возрастов, чем подобные картины о столкновении поколений.
Безусловно, без кропотливой актерской работы фильм вряд ли получился бы столь симпатичным. Ришар, конечно, уже не тот, что в картинах Франсиса Вебера, но от него и требуется совсем иная работа – в облике Михаэля Ханеке он олицетворяет благородную старость европейского интеллигента, который и в 75 может позволить себе дышать полной грудью. Удивляет органичность в кадре юного Яниса Леспере, для которого роль Алекса стала первой главной в большом кино. Ну, а от очаровательной Фанни Валетт ничего иного зритель и не ждет – в ее Флору невозможно не влюбиться.
В попытке угодить разным поколениям зрителей картины редко получаются искренними, а уж нарочитое столкновение и объединение разновозрастных героев, у каждого из которых свое мировоззрение и отношение к жизни, часто и вовсе заканчивается провалом. «Мистер Штайн идет в онлайн», к счастью, исключение из печальной тенденции. Старик и юноша здесь оказываются одинаково свободны, симпатичны и горячо влюблены, что делает их романтическое приключение приятным зрелищем для самого широкого зрителя. Как тут не поблагодарить Сирано де Бержерака? Снова он всех критиков и недоброжелателей оставил с носом.
С 24 августа в кино.