Обилие погонь, взрывов, прыжков и стрельбы несколько скрашивает полное отсутствие мыслей и смыслов, но зрителям «Форсажей» к этому не привыкать – только бы не снижались обороты!
Не успела осесть пыль, поднятая шинами автомобилей Доминика Торетто и его друзей после предыдущих головокружительных гонок, как большая «семья» снова оказалась в центре интриг и секретных операций. Таинственная киберпреступница Сайфер нашла способ надавить на Доминика, да так, что тому пришлось пойти против друзей и любимой – все для того, чтобы выкрасть новейшую электромагнитную пушку и исчезнуть с ней без следа. Еще не ведая о подлинных планах Сайфер, Мистер Никто обращается к тем двум людям, которые в свое время смогли выйти на след неуловимого Торетто, – агенту Люку Хоббсу и Деккарду Шоу, а все вместе они привлекают команду Доминика, ведь только они могут справиться с перешедшим черту гонщиком. Заново сколоченная команда начинает погоню за неуловимым товарищем, ведущим опасную игру, на кону которой стоит ядерная безопасность мира.
В какой момент незаурядная, но и отнюдь не выдающаяся серия фильмов о стритрейсерах, влезающих в умопомрачительные гоночные авантюры, получившая в России звучное имя «Форсаж», превратилась в феномен, объединяющий миллионы зрителей по всей планете, собирающий миллиарды в прокате и замахивающийся на несколько фильмов вперед? После дебютной ленты, в которой впервые схлестнулись герои Вина Дизеля и Пола Уокера? Или на третьей серии, когда стало понятно, что лента приобрела межконтинентальный размах? А может быть, на пятом шаге, когда с появлением Люка Хоббса франшиза к бензиновым парам добавила еще и резкий мускус мачизма? Спорить и обсуждать, что и когда изменило «Форсаж» так, что эти фильмы смогли изменить мир, будут еще долго, а нам пока остается протоколировать новые достижения, загибать пальцы при появлении новых звезд в касте и мысленно прикидывать убытки, которые ждали бы создателей ленты, используй они каждый раз на съемках реальные авто.
Почему мы говорим только о технической, финансовой и кастинговой стороне вопроса? Да потому, что к искусству «Форсажи» имеют весьма опосредованное отношение. Это яркий представитель масскульта, это визуальный аттракцион, это развлечение, но не более – от кино здесь только формат подачи. Остальное в любом ином случае считалось бы провалом и катастрофой. И нет, сценарная нелепость, шаблонность персонажей, картонность злодеев и полное отрицание законов физики – это не проблема восьмой части. Это тренд и фирменный знак франшизы. Вспомните катающийся по улицам города гигантский сейф, финальную битву в самолете, который проехал по взлетной полосе не меньше двух десятков километров, наконец, освежите в памяти прыжки на авто с небоскреба на небоскреб – да здравый смысл в «Форсаже» даже не ночевал!
Так, может, серия пышных картин берет особым драматизмом и глубиной характеров? Да где там! Полдюжины «старейшин» и два-три персонажа «посвежее» ничем особенным не выделяются – у каждого своя колея, по которой он движется из фильма в фильм, от каждого зритель знает чего ожидать, каждое действие этих героев можно предсказать. А если и случаются сюрпризы, то глупые и наивные – вот и в новой картине у Доминика вдруг обнаруживается весьма примечательный подарок из прошлого, этакий здоровенный рояль в кустах, который авторы объяснили в стиле гостей программы «Пусть говорят»: «Ну, вот так получилось…» Да и остальные хороши: Тедж и Роман гоняют, как королевский мушкетер Портос, просто потому что гоняют, Летти наигралась в предательниц и теперь строит из себя душку, Рамзи сексуально постукивает по клавишам пальцами, а Хоббс и Шоу лениво переругиваются. Развитие героев? Неразрешимые дилеммы? Этические парадоксы? Нет, не слышали.
И вроде бы авторы предпринимают какие-то усилия по расталкиванию этого актерского сонного царства. В восьмой фильм позвали Шарлиз Терон, Хелен Миррен, Скотта Иствуда и еще пару новых актеров, но все это мертвому припарки – одной оскаровской обладательнице выделили всего две сцены, а вторую обрядили в такое чучело, каким пугали зрителей первых фильмов «бондианы». Сайфер в исполнении Терон – это какой-то почти комический Доктор Зло, с неизменным желанием обладать ядерной бомбой, с неукротимым желанием рассказывать о своих планах противнику, отсрочивая ему казнь, и даже с пушистым любимчиком, правда, не четвероногим. Все это вкупе выглядит ничуть не драматичнее или величественнее недавних «Защитников» – тот же пафос, угловатые диалоги, ходульные мизансцены и натянутая актерская игра, зато с крупным бюджетом.
Но знаете что? Сомневаться в очередном миллиарде кассовых сборов в кармане Universal не приходится. По простой причине – драма, игра, чувства и даже физика не важны, когда есть гонка на горящей машине задом наперед, когда в Нью-Йорке сотня машин изображает яростную толпу зомби, когда на автомобили охотятся с гарпунами, по льдам мчатся танки и броневики, а атомная субмарина выскакивает над уровнем моря, чтобы в полете поразить противника торпедой. Размашистые, головокружительные, не замедляющиеся ни на миг трюки, погони и спецэффекты отрабатывают каждый заплаченный за билет в кинотеатр рубль. А плотность взрывов, прыжков и ударов такова, что многие захотят повторить поход в кино.
У «Форсажа 8» в прокате все будет очень хорошо. Больше того, наверное, найдутся люди, которые разглядят в нем и традиционную для этой франшизы «мысль»: семья прежде всего. Банально, но действенно. Так почему не использовать эту формулу и дальше, отмахиваясь от обвинений критиков в том, что к кино это имеет не большее отношение, чем поэзия к машиностроению? Так что пристегнулись и ждем девятый фильм.
С 13 апреля в кино.