Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

«Окно в Европу» 2022: рецензия на фильм «Экспресс» — победителя в основном конкурсе фестиваля

Хулиганская комедия на фоне бескрайних пейзажей Карачаево-Черкесии.

Добавить в закладки

По итогам 30-го фестиваля «Окно в Европу» главный приз получил дебютный фильм Руслана Братова — история беззаботного молодого человека, который бродит по родной глуши и никогда не унывает. Картине также вручили специальные награды за актерский ансамбль и операторскую работу.

На улице кавказского города встречаются двое: беззаботный юноша Саша Сосланов (Лев Зулькарнаев), или просто Сос, и Олег (Павел Ворожцов) — мужчина без цели и денег. Первый предлагает подзаработать — Олегу необходимо только оформить клубную карту в букмекерской конторе. Сос за услугу дает незнакомцу 300 рублей, а сам получает возможность попытать удачу на экспрессе — ставке с несколькими событиями. Если отгадать результаты восьми игр, то удастся сорвать большой куш. Вечер заканчивается попойкой в общежитии, а наутро Саша обнаруживает, что карта пропала. Пока прогнозы один за другим сбываются, герой бродит в поисках пластикового талисмана удачи и встречает на пути людей, готовых (по их словам) помочь везунчику.

Кадр из фильма «Экспресс»

Кадр из фильма «Экспресс»

«Экспресс» довольно сильно отличается от других конкурсантов фестиваля, то размышляющих о дисфункциональности современного общества, то ищущих ответы на вечные экзистенциальные вопросы. Никогда еще фамилия режиссера не была так созвучна его работе: Братов выстраивает чисто «пацанское», «братское» и остроумное кино об обычных людях Кавказа. На фоне обилия тяжеловесных драм программы картина похожа на глоток свежего воздуха, где в каждом кадре кипит жизнь, а каждый диалог может вызвать приступ смеха.

Лев Зулькарнаев в роли СОСа на кадре из фильма «Экспресс»

Лев Зулькарнаев в роли СОСа на кадре из фильма «Экспресс»

Юг России, который мы привыкли видеть в палитре учеников Сокурова или приморских красках «Чик», здесь раскрывается в других тонах. Отчаяние и насилие сменяются задором и беспечностью, а неизменные горы вокруг добавляют амплитуду комедийным горизонтам. И если в теплом песочном цветокорре фильма Киры Коваленко разыгрывалась тяжелая драма, то холодные оттенки «Экспресса», напротив, не подсвечивают ни одной слезоточивой сцены.

Руслан Братов на кадре из фильма «Экспресс»

Руслан Братов на кадре из фильма «Экспресс»

Динамичный сюжет строится на череде анекдотов — не всегда, впрочем, смешных, но преимущественно вызывающих улыбку. Справедливости ради надо отметить, что заслуга здесь не столько в сильной драматургии, сколько в харизме фактурных героев. Создателям удалось собрать практически идеальный каст (не зря фильм получил соответствующую награду): каждый персонаж по-хорошему сумасшедший на всю голову.

То, что на словах кажется недостаточно серьезной вещью, на экране обретает идеальную жанровую форму. Пусть время от времени структура «Экспресса» разваливается и возникает чувство, что перед нами скорее набор скетчей, дебют Братова выполняет важную функцию — убивает любую скуку и заставляет поверить, что Россия не только для грустных.

Текст: Гульназ Давлетшина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?