Хулиганская комедия на фоне бескрайних пейзажей Карачаево-Черкесии.
По итогам 30-го фестиваля «Окно в Европу» главный приз получил дебютный фильм Руслана Братова — история беззаботного молодого человека, который бродит по родной глуши и никогда не унывает. Картине также вручили специальные награды за актерский ансамбль и операторскую работу.
На улице кавказского города встречаются двое: беззаботный юноша Саша Сосланов (Лев Зулькарнаев), или просто Сос, и Олег (Павел Ворожцов) — мужчина без цели и денег. Первый предлагает подзаработать — Олегу необходимо только оформить клубную карту в букмекерской конторе. Сос за услугу дает незнакомцу 300 рублей, а сам получает возможность попытать удачу на экспрессе — ставке с несколькими событиями. Если отгадать результаты восьми игр, то удастся сорвать большой куш. Вечер заканчивается попойкой в общежитии, а наутро Саша обнаруживает, что карта пропала. Пока прогнозы один за другим сбываются, герой бродит в поисках пластикового талисмана удачи и встречает на пути людей, готовых (по их словам) помочь везунчику.
«Экспресс» довольно сильно отличается от других конкурсантов фестиваля, то размышляющих о дисфункциональности современного общества, то ищущих ответы на вечные экзистенциальные вопросы. Никогда еще фамилия режиссера не была так созвучна его работе: Братов выстраивает чисто «пацанское», «братское» и остроумное кино об обычных людях Кавказа. На фоне обилия тяжеловесных драм программы картина похожа на глоток свежего воздуха, где в каждом кадре кипит жизнь, а каждый диалог может вызвать приступ смеха.
Юг России, который мы привыкли видеть в палитре учеников Сокурова или приморских красках «Чик», здесь раскрывается в других тонах. Отчаяние и насилие сменяются задором и беспечностью, а неизменные горы вокруг добавляют амплитуду комедийным горизонтам. И если в теплом песочном цветокорре фильма Киры Коваленко разыгрывалась тяжелая драма, то холодные оттенки «Экспресса», напротив, не подсвечивают ни одной слезоточивой сцены.
Динамичный сюжет строится на череде анекдотов — не всегда, впрочем, смешных, но преимущественно вызывающих улыбку. Справедливости ради надо отметить, что заслуга здесь не столько в сильной драматургии, сколько в харизме фактурных героев. Создателям удалось собрать практически идеальный каст (не зря фильм получил соответствующую награду): каждый персонаж по-хорошему сумасшедший на всю голову.
То, что на словах кажется недостаточно серьезной вещью, на экране обретает идеальную жанровую форму. Пусть время от времени структура «Экспресса» разваливается и возникает чувство, что перед нами скорее набор скетчей, дебют Братова выполняет важную функцию — убивает любую скуку и заставляет поверить, что Россия не только для грустных.