Ридли Скотт вернулся в мир «Чужого», и он не собирается его покидать. В 2012 году британский классик выпустил «Прометея», а теперь он подготовил к прокату прямой сиквел этой космической картины
Ридли Скотт вернулся в мир «Чужого», и он не собирается его покидать. В 2012 году британский классик выпустил «Прометея», а теперь он подготовил к прокату прямой сиквел этой космической картины, прочерчивающий сюжетный путь от «Прометея» к «Чужому» 1979 года. Новая лента Скотта называется «Чужой: Завет».
Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о фантастическом хорроре, в котором звездолет с земными колонистами отвечает на загадочный космический сигнал, и экипаж высаживается на планете, где обнаруживаются кошмарные монстры – и андроид Дэвид из «Прометея».
Предыстория фильма
Ридли Скотт возвращался во вселенную «Чужого» не для того, чтобы повторить свой классический фильм 1979 года, который сделал британца мировой знаменитостью и мэтром научной фантастики. «Прометей» задумывался как одновременно приквел «Чужого» и начало новой эпопеи с новой сюжетной линией. Главной задачей этой эпопеи был ответ на вопрос, откуда взялся инопланетный космический корабль с ксеноморфом (научное название Чужого) на борту, с которого начались несчастья персонажей «Чужого». Ни в картине 1979 года, ни в последующих фильмах цикла об этом корабле и об его пилоте ничего не говорилось, хотя Джеймс Кэмерон планировал снять сцену с Пилотом для своих «Чужих» (эпизод был вычеркнут по финансовым соображениям).
Интересно, что погибший Пилот мог не появиться и в первом «Чужом», поскольку он был частью дорогостоящей декорации, которая в фильме почти не фигурировала. Студия Fox считала, что без этой декорации можно обойтись, но Скотт настоял на своем видении, поскольку считал, что обязательно нужно намекнуть на предысторию монстра и включить в сюжет интригующую, неразгаданную загадку, а не просто столкнуть космонавтов «Ностромо» с монстрами. Очевидно, еще тогда режиссер думал, что может вернуться в мир «Чужого» и рассказать, кем был инопланетный Пилот. Однако он вряд ли предполагал, что сделает это через 33 года после выхода картины!
Амбиции «Прометея» не исчерпывались ксенобиологическим и ксеноисторическим экскурсом. Раса Пилота, которая получила название «Инженеры» («Создатели» в русском переводе фильма), в фильме оказывалась причастна к возникновению жизни и разума на Земле. В сущности, Инженеры были нашими богами-творцами. Поэтому экспедиция на планету Инженеров, которую устраивали герои картины, становилась воплощением давней мечты человечества о встрече с богами не в грезах, не в молитвах, не в символических церемониях, а лицом к лицу и на равных. Что скажут боги своим детям? Чем они ответят на их вопросы? В чем причина создания человечества? Эти провокационные вопросы были для Скотта главной составляющей «Прометея» и его запланированных сиквелов. Конечно, в картинах должны быть пугающие существа и кровавые и драматичные события вроде тех, которые принесли успех «Чужому» и «Чужим». Но все же цикл задумывался как философская, а не как хоррорная фантастика.
В отличие от «Чужого», в «Прометее» играли значимые звезды Майкл Фассбендер, Шарлиз Терон, Идрис Эльба, Гай Пирс и получившая главную роль Нуми Рапас – шведская звезда, приглашенная в Голливуд после успеха трилогии «Девушка с татуировкой дракона». Картина обошлась в 130 миллионов долларов (изначально Скотт просил вдвое большую сумму, но студия Fox его окоротила), она активно рекламировалась, и она выходила в прокат в ранге одной из главных премьер года. Как минимум «Прометей» должен был попасть в лучшую десятку.
Однако сборы в 403 миллиона долларов сделали ленту лишь 18-й в мировом бокс-офисе 2012 года. «Прометея» обогнали не только «Мстители», «007: Координаты “Скайфолл”», «Новый Человек-паук» и другие суперленты, обреченные на хитовость, но и, например, киномюзикл «Отверженные», основанный на романе Виктора Гюго, и комедия для взрослых «Тед», где рассказывалось об ожившем игрушечном медведе, который стал алкоголиком и матерщинником. Хотя лента окупилась и принесла прибыль, Fox явно рассчитывала на большее.
Неприятное ощущение полууспеха не сглаживалось отзывами критиков и фанатов. У ленты нашлись поклонники и защитники, но было немало противников, которые настаивали, что фильм из цикла «Чужой» должен включать как можно больше монстров в привычном стиле, и которые жаловались, что картина, сценарий которой писал соавтор сериала «Остаться в живых» Деймон Линделоф, куда чаще ставила вопросы, чем давала ответы. Мол, ждите сиквелы, где объяснений будет больше. Но кто может гарантировать, что эти картины выйдут? И сможет ли Скотт, который уже давно не мальчик, довести проект до финальной точки? Были к фильму и многие другие претензии. Однозначно хвалили лишь актерскую игру и работу дизайнеров и декораторов, что для фильма такого уровня дежурные похвалы, которыми не стоит гордиться.
Если бы «Прометей» был полным фиаско, то можно было бы развести руками, сказать: «Ну, не смогли мы!» – и заняться чем-нибудь другим. Но полууспех требовал продолжения и работы над ошибками. И Fox и Скотт занялись этим сразу же после того, как стало ясно, как публика и критика приняли «Прометея».
Работа над фильмом
Анализируя отзывы на «Прометея», Ридли Скотт заметил, что переоценил усталость публики от ксеноморфов. Прежде он полагал, что этим монстрам больше не место на экране, поскольку они приелись и перестали пугать. Но оказалось, что фанаты сроднились с ксеноморфами и что если их в фильме нет, то это провал, а не кино. И вообще, если картина входит в цикл «Чужой», то, по мнению поклонников, охота монстров на людей должна быть в центре повествования, а не на его периферии.
Пока Скотт думал, что делать с этим осознанием, из проекта ушел сценарист. Деймону Линделофу не хотелось работать над сиквелами «Прометея», и он к концу 2012 года окончательно решил, что займется другими делами – в частности, фантастическим телесериалом «Оставленные». Вместе с Линделофом из проекта ушла его главная сюжетная идея – уводить сиквелы «Прометея» прочь от «Чужого», а не вести сюжет так, чтобы концовка последнего фильма нового цикла стала началом «Чужого». Наоборот, было решено приближать новые картины вообще и первый сиквел «Прометея» в частности к тону, сути и событиям «Чужого».
Впрочем, четкого понимания того, что делать дальше, у студии не было. Поэтому был объявлен закрытый сценарный конкурс. Заслуженные и начинающие авторы предлагали свои идеи, кто во что горазд. Победителем вышел Джек Паглен, ранее написавший «Превосходство». Паглен был нанят еще до того, как весной 2014 года «Превосходство», режиссерский дебют оператора-постановщика Уолли Пфистера с актерским участием Джонни Деппа, стало одним из главных провалов года.
Как раз к тому времени, когда «Превосходство» провалилось, Fox решила, что сценарий Паглена получился слишком «прометеевским» и недостаточно «чужим». Новым сценаристом проекта стал Майкл Грин, соавтор супергеройских лент «Зеленый Фонарь» и «Логан», который как раз завершил работу над «Бегущим по лезвию 2049». Напомним, что Скотт поставил классическую киберпанковскую ленту «Бегущий по лезвию» 1982 года и что он занимался ее сиквелом как продюсер. «Бегущий по лезвию 2049» выйдет в прокат в октябре этого года.
В 2015 году проект был вновь переосмыслен, и его новым сценаристом стал Джон Логан, работавший со Скоттом над «Гладиатором». Также этот автор занимался «бондианой». Наконец, к тексту, который после временного названия «Чужой: Потерянный рай» получил официальное заглавие «Чужой: Завет», приложил руку Данте Харпер – первый сценарист фантастического боевика «Грань будущего». Его имени не было в титрах «Грани», поскольку после приглашения Тома Круза сценарий был основательно переработан, чтобы соответствовать возрасту актера (изначально героем «Грани» был зеленый рекрут, а не кабинетный офицер). В титрах «Завета» Логан и Харпер названы авторами сценария, а Паглен и Грин – авторами идеи картины.
Название «Завета» многозначительно. С одной стороны, это намек на библейские заветы (то есть торжественные соглашения между Богом и людьми), а с другой стороны, это название космического корабля главных героев. «Завет» – судно земных колонистов, которое везет на далекую планету несколько тысяч людей и эмбрионов. Заметим, что ключевые заветы Ветхого Завета – это обещания, связанные с процветанием Израиля и судьбой еврейского народа и человечества вообще. Так что, когда колонисты назвали свое судно «Завет», они имели в виду, что планета, к которой они летят, станет для них счастливой Землей обетованной и что их потомство размножится и процветет, как некогда размножились и процвели евреи в Палестине.
Первое слово в названии фильма тоже очень важно. Именуя картину «Чужой: Завет», Скотт и Fox подчеркнули, что это не столько сиквел «Прометея» (хотя лента продолжает его сюжетную линию), сколько возвращение к «Чужому», с его темами и сюжетными и постановочными ходами. Одно время проект именовался «Прометей 2», так что нынешнее название появилось сознательно, а не «автоматически».
Вместе со старым названием картина лишилась прежней главной героини. Все полагали, что Элизабет Шоу из «Прометея» будет новой Рипли, «долгоиграющим» центральным персонажем цикла, но, очевидно, врожденная суровость в глазах Нуми Рапас плохо сочеталась с новым-старым курсом на съемки космических хорроров, а не космических драм. Трудно снимать ужастики, когда ведущая актриса не умеет бояться! Долгое время даже не было ясно, появится ли Рапас в фильме. В конце концов ее все же пригласили на съемки, но роль у актрисы крошечная, и в действии она почти не участвует.
Вместо Шоу главной героиней новой картины стала Дэниелс, спец по терраформированию в экипаже «Завета» и третий человек в корабельной иерархии. Как и в случае с Рипли в «Чужом», ее полное имя в фильме не названо. Видимо, эта тайна, которую приберегают для сиквелов. Роль Дэниелс получила Кэтрин Уотерстон – дочь героя сериала «Закон и порядок» Сэма Уотерстона. Мы недавно видели ее в «Стиве Джобсе» и в «Фантастических тварях и где они обитают». Это рослая актриса, но более женственная и внешне уязвимая, чем Нуми Рапас. Так что, хотя Дэниелс может за себя постоять, она лучше подходит на роль «последней девушки» с ужасом в глазах.
Дэниелс становится вторым человеком в команде после гибели в начале картины ее мужа, капитана «Завета». Эту небольшую роль сыграл Джеймс Франко. Вообще, все члены экипажа корабля – семейные люди, что добавляет драматизма, когда «половинки» начинают погибать. В частности, первый помощник Кристофер Орам, который по ходу действия становится исполняющим обязанности капитана, женат на биологе Карин Орам. Эту межрасовую пару изобразили Билли Крудап из «Почти знаменит» и «Хранителей» и британская нигерийка Кармен Эджого – президент Пиквери из «Фантастических тварей и где они обитают».
В прошлом Кристофер и Карин были бы самой «политкорректной» парой на борту, но «Завет» пошел дальше. За безопасность на корабле отвечает сержант Лопе, который женат на своем подчиненном, сержанте Халлетте. Да, вы правильно поняли, это однополый брак. Лопе и Халлетта изобразили мексиканец Демиан Бишир («Омерзительная восьмерка», сериал «Мост») и австралиец Натаниел Дин. Также в картине засветились комик Дэнни МакБрайд из «Храбрых перцем», Эми Сеймец из сериала «Убийство» и Джусси Смоллетт из сериала «Империя».
А что же Майкл Фассбендер, который сыграл у Скотта не только в «Прометее», но и в «Советнике»? Не бойтесь, режиссер не обидел своего нынешнего любимчика, которым Скотт не перестает восхищаться в интервью. Фассбендер продолжил играть разумного андроида Дэвида из «Прометея», который в «Завете» стал главным злодеем, и он также изобразил андроида Уолтера из экипажа «Завета», который куда лучше запрограммирован и потому не бунтует против человечества. Традиция требовала, чтобы имя нового андроида начиналось на латинскую букву «E», поскольку прежде андроидов в цикле «Чужой» называли по порядку алфавита (Ash, Bishop, Call, David). Но сценаристы отказались от этого обычая и дали новому роботу имя в честь голливудского мэтра Уолтера Хилла, зачинателя и бессменного продюсера «Чужого».
Как Дэвид связан с действием «Завета»? Очень просто. Во время перелета «Завет» отвечает на странный, но человеческий сигнал, который идет с планеты, вроде бы подходящей для колонизации. Команда решает совместить приятное с полезным и приземляется в надежде, что сперва поможет соплеменникам, а затем займется строительством колонии. Однако оказывается, что сигнал послан с инопланетного корабля, на котором в финале «Прометея» улетели Шоу и Дэвид. Между событиями фильмов прошло около десяти лет, и Дэвид потратил это время на генетические эксперименты по выведению жутких монстров из тех существ, с которыми он имел дело во время «Прометея». Чем еще заниматься бунтарю против творцов, как не попытками самому стать творцом? Так что вместо приятного края для заселения команда «Завета» обнаруживает мир, где плодятся и размножаются неоморфы, ближайшая родня ксеноморфов. Добро пожаловать в буддийский ад голодных демонов!
Когда сейчас Ридли Скотт рассказывает о съемках «Завета», он с гордостью говорит, что лента обошлась студии Fox в 110 миллионов долларов, хотя могла бы стоить 180 миллионов, а то и 200. Чтобы сэкономить столь внушительные суммы, съемки проводились на краю света, в Австралии и Новой Зеландии. В Сиднее работа шла на студии Fox Studios, а в Новой Зеландии группа трудилась в национальном парке Fiordland на юго-западе страны. Около 40% картины было снято на живой натуре, изображающей планету, где высаживаются главные герои.
Кажется, создатели лент из цикла «Чужой» впервые так много трудились за пределами павильонов. Тем не менее огромные студийные декорации были все же важнее, чем природные красоты, и в них были вложены большие деньги. В частности, декорацию интерьеров «Завета» пришлось соорудить на шарнирной опоре, что «корабль» в кадре мог качаться и вибрировать. Все лампочки на пультах включались и выключались, а все «органы управления» работали, что создавало у актеров иллюзию того, что они находятся на настоящем космическом корабле. Декорации были модульными, что позволяло использовать одни и те же панели и блоки для самых разных частей «Завета» и других интерьерных пространств.
В отличие от многих коллег, снимающих космическую фантастику, Скотт весьма умеренно использовал компьютерную графику. В кадре реально присутствовали не только стены «Завета», но и монстры, которых изображали продвинутые роботы и люди в особых костюмах с аниматронными «головами». В основе своей для создания монстров использовались те же эффекты, которые применялись в 1970-х и 1980-х, но развитие электроники и появление новых синтетических материалов позволило сделать чудовищ более убедительными, чем прежде.
Обновленные дизайны монстров основывались на классических иллюстрациях Ганса Гигера (к сожалению, ныне покойного) для «Чужого» и на океанских существах вроде акул и медуз. Это не значит, что монстры в фильме уходят под воду – Скотт и его команда просто стремились сделать чудовищ инопланетными, максимально далекими от привычных нам наземных животных. Кровь также была не рисованной, а бутафорской. Создатели эффектов «Завета» пролили больше «кетчупа» (на самом деле специальной смеси), чем на съемках «Спасти рядового Райана»!
Персонажи «Чужого: Завет»
Дэниелс – главная героиня фильма. Эксперт по терраформированию (по подготовке инопланетных миров для человеческого заселения) колониального корабля «Завет», она становится исполняющим обязанности первого помощника, когда гибнет ее муж-капитан. В отличие от некоторых других членов команды, Дэниелс с самого начала подозревает что-то неладное, когда их судно получает странный сигнал бедствия с неизвестной планеты. Ее подозрительность оказывается оправданной… Дэниелс сыграла Кэтрин Уотерстон.
Дэвид – главный злодей фильма. Взбунтовавшийся разумный андроид из экипажа «Прометея», Дэвид после высадки на планете, где развивается действие картины, проводит генетические эксперименты и создает «идеальных монстров». Дэвид мнит себя богом-творцом и ставит свои опыты превыше всего. Люди для него – лишь пища для его творений. Дэвида сыграл Майкл Фассбендер.
Уолтер – корабельный андроид «Завета». Уолтер основан на дизайне Дэвида, но это более совершенная и более послушная модель, которая с готовностью служит людям. Уолтера сыграл Майкл Фассбендер.
Кристофер Орам – первый помощник «Завета», который становится исполняющим обязанности капитана после гибели командира экипажа. Орам глубоко религиозен, и он верит, что заселение далеких планет – божественная миссия человечества. Поэтому он, в отличие от Дэниелс, с готовностью отвечает на странный сигнал с планеты, которая вроде бы отлично подходит для колонизации. Орама сыграл Билли Крудап.
Сержант Лопе – глава службы безопасности «Завета». Это опытный военный, который переквалифицировался в колониста. Мужественная суровость сочетается в Лопе с любовью к мужчинам. Он женат однополым браком на одном из своих подчиненных. Лопе сыграл Демиан Бишир.
Ожидания
«Чужой: Завет» уже вышел в западный прокат, и отзывы на него пишут осторожно-положительные. Критики отмечают, что лента смотрится как «собрание лучших хитов из “Чужого” и “Чужих”» с примесью пафосного философствования «Прометея», и это можно считать как достоинством, так и недостатком ленты. Все зависит от того, хотите ли вы увидеть что-то новенькое или подновленное старенькое.
Судя по сборам «Прометея» и по тому, как принимают новую картину, не похоже, что «Чужой: Завет» пропишется среди главных коммерческих хитов года. Однако свое производство он, вероятно, с лихвой окупит, и Скотт обещает, что будет снимать новые серии «Чужого», пока ему не перекроют кислород. Что ж, пожелаем мэтру удачи. Новинки – это здорово, но в постоянстве и традициях есть своя прелесть.