Выходит "Перси Джексон и похититель молний" -- новый "Гарри Поттер" с Медузой-горгоной Умой Турман и кентавром Пирсом Броснаном.
Распугав весь клев одинокому рыбаку, решившему ночью поудить бычков с моста в Нью-Йорке, из океана вышел великан ростом с пятиэтажку, облаченный в греческий доспех. Величаво пройдясь, гигант уменьшился до приемлемых размеров, обзаведясь заодно подходящей времени и месту одежде и, как положено туристу, отправился на крышу Эмпайр Стэйт Билдинг. Здесь он встретился с другим туристом – суровым господином мафиозного вида. Зевс и Посейдон, боги Олимпа, собрались, чтобы обсудить проблему – кто-то украл молнии Зевса, а поскольку такое под силу лишь сыну бога, Зевс винит в этом сына Посейдона – Персея. Если тот не вернет стрелы через две недели – быть войне.
Так Перси Джексон, симпатичный школьник, страдающий от дислексии и жестокого отчима, любящий плавание и не знающий, кто его отец, оказался в центре божественного конфликта. Нападение фурии откроет счет. Путешествие в лагерь полукровок, где сатиры, кентавры и нимфы помогают детям олимпийцев освоить военное искусство – продолжит. Гидра, Медуза-горгона, крылатые кеды, лотофаги и путешествие в царство мертвых ждут его впереди, как и помощь веселого сатира и синеглазой дочери Афины.
Поставленный по книге Рика Риордана "Перси Джексон" стал первой, после провала «Истории одного вампира» /Cirque du Freak: The Vampire's Assistant/ (2009), серьезной попыткой сотворить замену выходящему на пенсию Гарри Поттеру. И как когда-то запускать франшизу про мальчика, который выжил, позвали Криса Коламбуса, так его позвали и сюда: "Крис, мы знаем, что у тебя нет сердца, поэтому думаем, у тебя хорошо получится сделать фильм для подростков". Так и вышло – Коламбус протащил Перси Джексона через миллион приключений с невозмутимостью доктора, удаляющего аппендицит. Восхищение чудесами, которые он создает на экране, все время спотыкается на чувстве, что каждое из них прошло тщательный отбор на фокус-группах, проанализировано отделом маркетинга и снабжено биркой "одобрено Минздравом".
Но, так или иначе, чудеса остаются чудесами, а первый фильм любой франщизы – всегда самый плоский и безвредный, чтобы не распугать зрителей. Есть у Коламбуса сердце или нет, но Пирс Броснан в роли кентавра Хирона и изумительная Ума Турман в роли змееволосой Медузы-горгоны – это прямо новый виток карьеры для обоих, став живыми легендами логично играть героев мифов. Розарио Доусон в роли супруги владыки царства мертвых Персефоны смотрится очень логично, если закрыть глаза на то, что, смеха ради, самого Аида играет Стив Куган.
Вобщем, быстро, хоть и не без удовольствия, промотав первую часть, стоит ждать продолжения. Вдруг позовут, скажем, Куарона или еще кого-то, кто сделает эту восхитительную историю хотя бы немного менее вызывающе-американской – явление Аида в виде пылающего дьявола из трэш-хорроров заставит любого, читавшего гаспаровскую "Занимательную Грецию", корчиться в священном припадке, как и нытье Посейдона, виновато объясняющего Перси, почему он его бросил. А так же немного более человечной – лишенный сомнений и колебаний Поттера, симпатичный Перси устрашающе позитивен.
Но детей стоит сводить обязательно – Гаспарова и Куна читать все равно не заставите, а истории о том, почему Медуза обросла змеями и как Персефона попала к Аиду, можно и не рассказывать.