Мизантропический комедийный хоррор-триллер о посетителях мадридского бара, которые оказываются на грани гибели
Посреди рабочего дня в центре Мадрида внезапно начинается стрельба. Улица мгновенно пустеет, и посетители маленького замызганного бара осознают, что могут получить пулю в лоб, если выйдут на улицу. Что происходит? Кто стреляет? Где полиция? Почему по телевизору ничего не рассказывают о случившемся? Куда исчезли два свежих трупа у входа в бар? Клиенты и сотрудники заведения теряются в догадках. А так как это очень разные люди, которые и раньше относились друг к другу без особой симпатии, то страсти быстро накаляются.
Испанский постановщик Алекс де ла Иглесиа славится как создатель печальных трагикомедий. Как он сам признает, у него пессимистический взгляд на человечество, далекий от прекраснодушия Голливуда.
Показательно, как сильно отличается остросюжетный триллер-трагикомедия «Дикая история» от, например, классического американского фильма-катастрофы «Приключение “Посейдона”», где тоже речь идет о разношерстной компании в замкнутом пространстве и в стрессовой ситуации. В то время как голливудские герои объединяют усилия для общего спасения и порой жертвуют собой ради товарищей, в новом фильме де ла Иглесиа беда разобщает, а не сплачивает. Если персонажи делают что-то вместе, то это временные альянсы, строящиеся на эгоизме и пропитанные недоверием. Даже люди, которые знакомы и близки много лет, с готовностью направляют друга на друга оружие, когда решают действовать по тюремной заповеди: «Умри ты сегодня, а я – завтра».
Что именно угрожает персонажам, кроме выстрелов на улице, и чем они занимаются в крошечном питейном заведении? Не будем вдаваться в подробности, потому что сюжетная интрига очень важна для первой половины «Дикой истории» (дальше действие развивается по жанровому шаблону). Скажем лишь, что по ходу повествования толпы новых героев на экране не появляются и что в основном персонажи угрожают друг другу, а не отбивают внешнюю угрозу.
Как обычно, де ла Иглесиа использует экстремальную ситуацию, чтобы сорвать маски с цивилизованных горожан и показать их звериную натуру. Хотя персонажи «Дикой истории» кажутся сомнительными личностями еще до начала стрельбы, и лишь об одном из них можно сказать, что он проявляет себя с неожиданной стороны. Все остальные ведут себя предсказуемо.
Чтобы зрители не запутались в восьмерке центральных героев, создатели ленты сделали их колоритными типажами на грани правдоподобия и карикатуры. Вонючий полусумасшедший бомж, гламурная красотка, бородатый хипстер-креативщик, пожилой коммивояжер, бывший полицейский-алкоголик, властная владелица бара, забитый повар, пенсионерка-игроманка… Реалистичный и в то же время нелестный срез мадридских горожан. Существенно, что здесь нет явных иноземцев (один из персонажей из Аргентины, но он ничем не отличается от товарищей по несчастью). Режиссер ставит диагноз испанцам, а не мультикультурному обществу, и это позволяет ему бить наотмашь, не дразня гусей политкорректности.
Мерзость в душах героев сочетается с мерзостью на экране. В фильме так много физиологически отвратных моментов, что быстро начинаешь подозревать, что в какой-то момент герои вскроют труп и будут копаться во внутренностях, а режиссер покажет это со смаком, крупным планом. Так далеко де ла Иглесиа не заходит, но, например, нырнуть в сточный коллектор, где вода явно не дождевая, «Дикая история» предлагает. А то, как герои попадают в коллектор, – это отдельная и долгая сага о тошнотворности. Так что если у вас слабый желудок, то не забудьте рвотный пакетик. Или держитесь от «Дикой истории» подальше.
В отсутствие по-человечески симпатичных героев (за возможным исключением добродушной красотки) «Дикая история» удерживает зрителей напряженным действием и обилием шокирующего юмора. Получается у нее это неплохо, однако напряжение в картине не совсем голливудское, а юмор – весьма специфический, на любителя. В первую очередь это кино для тех, кто склонен к мизантропии и кому нравится смеяться над чужими страданиями. Если вы видите красивую женщину и думаете, как было бы здорово раздеть ее до белья, напугать до смерти и окунуть в фекалии, то де ла Иглесиа удовлетворит ваши «довольно необычные вкусы».
Есть ли в фильме что-то большее, чем наслаждение деградацией? Пожалуй, нет. «Дикая история» не говорит о мире ничего нового, не срывает покровы, не предлагает сюжет, который хочется часами обсуждать после выхода из кино. Но то, что картина делает, она делает хорошо. Это одновременно смешная, мрачная и пугающая история с налетом абсурда для зрителей, которые такие истории ценят. И только для них.
С 13 июля в кино.