Если кратко — не спасает даже «последний богатырь» Виктор Хориняк.
И года не прошло после выхода первого «Непослушника», нежданного хита со сборами в 300 миллионов, а в кинотеатрах уже идет сиквел. Вторая серия все так же холопски подражает «Холопу», но более конкретно таргетирована. Что не возьмет в прокате — доберет на телеканале «Спас».
После событий первой части тоже минуло около года. Отца Анатолия (Юрий Кузнецов) хватил удар, он забыл в одночасье всю жизнь, а с ней ушла и вера. И ведь как не вовремя! В монастырской келье ждет исповеди авторитет Саша Черный (Гоша Куценко). Если не получит от пастыря прощения грехов — даже страшно представить, что будет и с монастырем, и с монахами. Тогда перевоспитавшийся блогер-пранкер Димонстер (Виктор Хориняк) придумывает план, как спасти положение. А почему бы не устроить «шоу Трумана» для отца Анатолия? Он проживет жизнь заново, снова придет к Богу и всех спасет. В этом предприятии у «непослушника» помимо альтруистического есть и эгоистичный интерес. Если понять, как такой грешник сумел стать святым отцом, то, может, и до Димы дойдет, как за ум взяться?
Для режиссера Владимира Котта (не путать с братом Александром, постановщиком «Елок» и «Брестской крепости») уходящий 2022-й стал годом прецедентов. Три фильма в прокате за отчетный период (между «Непослушниками» еще проскочила комедия «Дикая» — про выживание фотомодели в якутской тайге), первый зрительский хит в карьере, и вот первый сиквел. И что интересно, все три релиза помимо прекрасной Таисии Вилковой в касте объединяет откровенная эксплуатация социального ресентимента. В каждом случае нам предлагают злорадно посмеяться над тем, как избалованную столицу перевоспитывает суровая глубинка. И так как за сборную москвичей всегда играет изнеженная молодежь, а за провинцию — умудренное старшее поколение, социальный конфликт усиливается поколенческим. Проще говоря, ресентимент у Котта лечат дедовщиной.
Конечно, в той или иной степени все это уже было в «Холопе»: рекордная касса которого (более 3 миллиардов) вместе с умеренным успехом фильмов Котта и отличными цифрами сериала «Монастырь» (где Настя Ивлеева и сюжетная завязка «Непослушника») лучше всякой статистики фиксирует уровень запроса на социальную справедливость. Первый «Непослушник» прямо воспроизводил «холопскую» формулу — правда, здешняя экспресс-перековка мажора обошлась без физических экзекуций. Православные люди справились словом Божиим и благим примером. Второй «Непослушник» позаимствовал из «Холопа» еще и мотив иммерсивного спектакля, однако главным зрителем сделал совсем не мажора, а его символического отца (почти как в немецкой драмеди «Гуд бай, Ленин!»). Конечно, было бы заманчиво увидеть здесь сатиру на современные попытки реставрации СССР, однако авторы имели в виду нечто совершенно другое: смотрите, завидуйте тому, какая молодость у нас была. Получше вашей.
Сравнение «Холопа» с «Непослушником» в очередной раз подтверждает банальность, что копия всегда бледнее оригинала. Суперхиту Клима Шипенко многое можно предъявить, но там по крайней мере, пусть сбивчиво и глотая слова, все же говорили на языке гуманизма. Если вынести за скобки фиглярский эпилог, «Холоп» последовательно утверждает, что нет пропащих и ошибаются все — и отцы, и дети. Не живодерское шоу перевоспитывает героя Милоша Биковича, а искренние чувства к девушке. В «Непослушниках» же понятно сразу, на чьей стороне правда. Молодым столичным, кажется, вовсе отказано даже в намеке на человечность. Меркантильные, инфантильные — так бы и жили во грехе, не заведи их кривая в нашу обитель. Эскортница Нателла (Маргарита Аброськина) всего-то пару дней пообщалась с монахиней — и вот уже готова свести тату с попы и остаться в богоугодном месте навсегда.
32-летний Виктор Хориняк («Кухня», «Последний богатырь») все-таки староват для роли кумира молодежи. По логике сюжета Димонстер должен быть лет на восемь-десять моложе — однако именно его репризы и есть главная отрада на протяжении этих двух бесконечных часов. Хотя открытый финал недвусмысленно обещает еще одно продолжение, кажется, всем будет лучше, если франшиза ограничится дилогией. Бог, конечно, любит троицу, но и умеренность ценит тоже.