Сегодня в прокат выход «Наркокурьер» – очередная режиссерская работа 88-летнего Клинта Иствуда и первый за 10 лет собственный фильм, в котором ветеран исполнил главную роль. Случай, безусловно, выдающийся, но далеко не единственный. Режиссеры часто снимают кино до последнего вздоха, несмотря ни на что
Сегодня в прокат выход «Наркокурьер» – очередная режиссерская работа 88-летнего Клинта Иствуда и первый за 10 лет собственный фильм, в котором ветеран исполнил главную роль. Случай, безусловно, выдающийся, но далеко не единственный. Режиссеры часто снимают кино до последнего вздоха, несмотря ни на что.
Вспомнили 7 отличных фильмов от режиссеров, которым было больше 80 лет на момент съемок.
Возраст режиссера на момент съемок: 81 год
Экранизация одноименного рассказа Джеймса Джойса – настоящего шедевра о том, как один рождественский вечер может изменить все, перевернув взгляд на жизнь и, конечно, смерть. На званом ужине в честь праздника чета Конрой часто ссорится, а по возвращении домой уставшая жена рассказывает мужу о первом ухажере – подростке, который погиб из-за любви к ней. Так в снежный рождественский вечер герой со слезами на глазах понимает разницу между жизнью и существованием. Джон Хьюстон не дожил четырех месяцев до премьеры своего последнего фильма.
Возраст режиссера на момент съемок: 89 лет
Живая легенда мирового кино в целом и французской новой волны в частности Аньес Варда представила свой, как она утверждает, последний фильм Varda by Agnès на прошедшем Берлинском кинофестивале. Ее предыдущая работа, документальное кино «Лица, Деревни», стала настоящей сенсацией и была номинирована на премию «Оскар» (в год, когда самой Варда вручали почетный «Оскар»). «Лица, Деревни» – это небольшое путешествие Аньес и известного фотографа Джей Ара, которые колесят по деревням Франции и разговаривают обо всем, от Годара до смерти.
Возраст режиссера на момент съемок: 85 лет
XXI век великий швед встречал на малонаселенном острове Форе, где снимал свои главные фильмы – «Сквозь тусклое стекло», «Персону», «Стыд» и «Сцены супружеской жизни». Из большого кино режиссер вроде как ушел в середине 1980-х, но в 2002 году решил прервать молчание «Сарабандой» – продолжением уже упомянутых «Сцен супружеской жизни», его шестичасового ТВ-сериала (или трехчасового фильма – зависит от версии). Фильм рассказывает о встрече давно разведенных Йохана и Марианн, которые пытаются помочь взрослым детям. Интересная деталь – картина названа в честь испанского парного танца, поэтому каждую сцену Бергман разыгрывал между двумя актерами.
Возраст режиссера на момент съемок: 84 года
Жан-Люк Годар, еще одна легенда мирового кино и представитель французской новой волны, в свои годы снимает не старческий бубнеж, а радикальное кино. Живой классик продолжает деконструировать киноязык, непременно оставляя в дураках зрителя, которому легче констатировать маразм Годара, чем хоть как-то интерпретировать происходящее. «Прощай, речь» – очередная головоломка француза, которая не только берет новую высоту визуального нарратива, но и внезапно расширяет возможности 3D. Учись, Джеймс Кэмерон!
Возраст режиссера на момент съемок: 104 года
Самый пожилой режиссер в истории, португалец Мануэл ди Оливейра, ушел из кино и жизни одновременно – в 106 лет, поэтому, например, посмертный фильм-некролог пролежал в лиссабонской синематеке аж 33 года в ожидания дня X. Одна из его поздних картин, «Жебо и тень» – практически театральная драма, прекрасно разыгранная на четверых. Бедняк Жебо с женой Доротеей и невесткой Софией живут в одинокой лачуге посреди живописных португальских полей. От матери семейства, которая постоянно вспоминает ушедшего на заработки сына Жао, скрывают, что он стал бандитом. Однажды он вернется домой, а Доротее придется выйти из тени неведения, в которую ее погрузил Жебо.
Возраст режиссера на момент съемок: 81 год
Вуди Аллен не нуждается в представлении. Его можно хоть сколько поливать грязью из-за, скажем прямо, сомнительных обвинений, это не отменит его заслуг перед мировым кинематографом. 2016 год получился чуть продуктивнее любого другого календарного года для Аленна: кроме ежегодного фильма он представил первый в карьере мини-сериал «Кризис в шести сценах». Тот, правда, вышел комом, поэтому лучше вспомнить «Светскую жизнь» – историю о влюбленности в золотую эру Голливуда. 1930-е, философия, гангстеры и знаменитости – идеальные слагаемые для фильма Вуди Аллена.
Возраст режиссера на момент съемок: 86 лет
Порядочный семьянин Жорж находит бумажник Маргерит. Изучая содержимое и вглядываясь в фотографии хозяйки, герой начинает удивляться ее жизни. Его любопытство перерастает в настоящую одержимость, пока сама Маргерит начинает загадывать, кто же нашел ее бумажник. Казалось бы, идеальная завязка романтической комедии – Рене тоже об этом подумал, но решил поиздеваться над шаблонами и условностями увядающего жанра. Особенно досталось пресловутому хеппи-энду, которых в фильме аж три штуки, и каждый из них ироничный, а последний и вовсе жестокий (к зрителю, конечно).