Замечательный «тюремный» сериал, который не открывает Америку, но сажает на крючок с большим знанием дела, – ждем второй сезон с нетерпением!
Десять лет назад, когда Пайпер (Шиллинг) была еще несмышленой девчонкой, она влюбилась в Алекс (Препон) – интеллектуалку-лесби, работающую на международный наркокартель. Алекс втянула ее в свои дела, но затем Пайпер надоела постоянная жизнь на грани и она ушла. Прошли годы, Пайпер готовится выйти замуж за своего парня (Биггз), но прошлое нагоняет ее – Алекс попалась и сдала всех, кто когда-либо работал на нее, включая Пайпер. Девушке дают 15 месяцев тюрьмы, и хотя она хорошо подготовится и прочтет много книг о том, как выжить в заключении, к тому, что ждет ее в этих стенах, она окажется не готова.
Фильмы о тюрьме всегда наделены каким-то особым надрывом, особенно когда их авторы имеют целью что-то рассказать о жизни в клетке, а не просто использовать тюремный сеттинг для какого-нибудь прямолинейного боевика или эксплойтейшена. В стенах исправительных заведений добро и зло переплетаются так, что сливаются в неразборчивый театр теней, люди открывают в себе свет или переходят на темную сторону, судьба то и дело подкидывает сюрпризы.
Авторы «Оранжевого» с первого же эпизода дают понять, что нас ждет в дальнейшем. Это своеобразная экскурсия по зоопарку архетипов коррекционных центров – каждая женщина со своей историей и со своей правдой, до которой еще нужно докопаться. Историю сценаристы выстраивают поистине мастерски – флэшбеки в прошлое избранных героинь равномерно разбросаны по сезону, мозаика собирается медленно, но верно. Формально главная героиня, Пайпер, время от времени уходит на второй план, уступая авансцену другим обитательницам тюрьмы, но создатели никогда о ней не забывают – она постепенно раскрывается и постоянно развивается. От «бедной богатой девочки», которой она предстает перед нами в начале сезона, к финалу не останется и следа – и не столько из-за того, что с ней сделает тюрьма, сколько из-за того, что она сама в себе увидит.
Вообще основная идея сериала (не судить о книге по обертке), разумеется, не нова, и, в принципе, для фильмов о тюрьме это клише – сколько раз мы видели, как грабители и убийцы оказывались на поверку милейшими людьми? Но в рамках 12-часового сериала это клише обрастает «мясом» из сложных ситуаций и неоднозначных проблем, в итоге авторы не уходят в слюнтяйскую патоку «не мы такие – жизнь такая», а преподносят своих героинь тяжелыми, противоречивыми людьми, в которых, конечно, теплится доброе и вечное, но которых вы вряд ли выбрали бы себе в подруги. Параллельно ведут войну со своими внутренними демонами (и обычно проигрывают) те, кто этих женщин охраняет, – власть, как известно, развращает.
По описанию может показаться, что «Оранжевый» – сериал неоригинальный, и в каком-то смысле это действительно так, по отдельности мы все это видели не раз. Но то, как умно авторы сериала переплетают несколько сюжетных линий, тонко поднимая в них непростые вопросы межрасовых, социальных, религиозных, любовных и сексуальных отношений, впечатляет. Да и героини здесь все как на подбор, актрисам настоящее раздолье, выделять кого-то было бы преступлением против остальных. Разве что только чуть-чуть вырывается вперед Лора Препон, от которой идет такая мощная сексуальная энергетика, что Пайпер, разрывающуюся между уютным «домашним» бойфрендом и дикой, опасной любовницей, прекрасно понимаешь.