Второй полнометражный фильм Ксавье Леграна, режиссера «Опекунства».
Элиас Барнес (Марк-Андре Гронден) готовится занять должность директора модного дома. Подготовка к новой работе прерывается из-за неожиданной новости: отец Элиаса, с которым модельер не общался много лет, умер от сердечного приступа. Герой направляется в родной Монреаль, чтобы как можно скорее организовать похороны и разобраться с продажей дома.
Ксавье Легран начинал карьеру в качестве актера, но прославился благодаря режиссерским работам. В 2012 году кинематографист выпустил короткометражку «Прежде чем потерять все», которая была номинирована на «Оскар». Спустя четыре года Легран расширил историю до полнометражной картины и представил миру «Опекунство». Дебют забрал «Серебряного льва» в Венеции и стал лауреатом премии «Сезар». В своей первой работе режиссер исследовал домашнее насилие и трудности развода. На этот раз автор адаптирует роман Александра Постеля и продолжает рыться в семейных шкафах в поисках скелетов, которые непременно начнут вываливаться один за другим.
В белоснежном зале собрались гости, наблюдающие апофеоз роскоши. Ксавье Легран начинает фильм с показа мод, одновременно настраивая зрителей на нужный лад и устраивая публике маленькую ловушку. Главный герой стоит на пороге величайшего прорыва: осталось совсем немного, чтобы стать новым принцем индустрии и занять трон. Сложно говорить о «Наследнике» без спойлеров, но вот самый незначительный из них: на самом деле это кино не о моде. Мир фэшна в сюжете является даже не фоном, а всего лишь завязкой и возможностью провести очевидную параллель — Элиас наследник сразу двух домов, — парижского модного и монреальского отцовского. Камера запечатлевает показ сверху, давая зрителям возможность увидеть, что гости уселись в форме головокружительной спирали (символ цикличности, лабиринта или внутренних метаний — можно разглядеть не одну визуальную метафору), а патетическая музыка позволяет отбросить любые сомнения — впереди не пассажи о выкройках, а нечто более запутанное и тревожное.
«Наследник», как близкий по названию сериал «Наследники», мог стать историей о борьбе за власть. Включив фильм, предвкушаешь сюжетные интриги. Но уже совсем скоро ожидания разбиваются вдребезги. Поездка модельера на родину поначалу напоминает меланхоличные драмы о возвращении в родительский дом, которые заставляют незажившие раны кровоточить сильнее. Но у автора в рукаве сразу несколько сюрпризов: уже к середине становится очевидно — Легран обманул нас дважды. Режиссер, конечно, говорит об отцах и детях, но вдобавок ко всему превращает фильм в пугающий триллер, который временами и вовсе напоминает хоррор.
«Наследника» можно проанализировать сразу с нескольких сторон. Говорить о фильме даже интереснее, чем его смотреть, — до поры до времени у ленты довольно монотонное повествование. Легран рассуждает о том, на что готовы люди ради сохранения репутации, и как всепоглощающий страх затуманивает здравый рассудок. Элиас — человек, охваченный паникой из-за «наследства» отца. Игра Марк-Андре Грондена завораживает, заставляет кровь леденеть в жилах, вынуждает затаить дыхание. Как и зудящая мысль, что порой мы понятия не имеем, кто нас окружает, какие секреты таят соседи, кого представляют собой горячо любимые друзья.
Но прежде всего «Наследник» кажется рассказом о страхе перед преемственностью. В начале картины Элиас обращается к врачу с жалобой на сердце: мужчина боится, что болезни отца, как призраки прошлого, будут следовать по пятам. Совсем скоро модельер будет страшиться не только физических недугов. Что, если внутренние демоны переходят по наследству? Что, если кошмары родителей обречены лечь на плечи детей? Что, если зло распространяется, как вирус, от которого не спрячешься в дизайнерской одежде и не убежишь на другой конец планеты? «Наследник» — то самое кино, после которого хочется обнять себя крепко, лежать в безмолвии еще несколько минут и никогда-никогда не думать об этих внушающих ужас вопросах.