Получивший "Оскара" за сценарий фильм "Джуно" про беременную школьницу заставляет задуматься над множеством вопросов. Не последний из них -- американцы это Чужие, Хищники или просто хорошо надутые резиновые игрушки?
Умная старшеклассница с пузом это миф или реальность? Американцы – кто они – Чужие, Хищники или просто хорошо надутые резиновые игрушки? Блоггерша-стриптизерша-сценарист – Золушка современного мира? Где справедливость?
На эти и другие важные вопросы вам предстоит ответить, посмотрев нежный и актуальный как весенний ветер фильм «Джуно» /Juno/ (2007). Если после его просмотра вы не зададитесь вопросом "Господи, да на каком свете я нахожусь?", то посмотрите его еще разок. Не помешает.
Не будет спойлером начать рассказ о картине следующим предложением (и так все уже знают сюжет): это фильм про то, как один замечательный американский ребенок забеременел, расстроился, потом взял себя в руки и нашел, кому отдать другого ребенка. Страна-производитель таких детей приняла фильм с восторгом. Когда на церемонии "Оскар" объявили имя Эллен Пэйдж, сыгравшей главную роль, зал захлопал горячее, чем Бланшетт или Джули Кристи.
Джуно стала настоящей, ненавязанной никем героиней. Она умилила всех – шестнадцатилетняя обаятельная пацанка с тем особым, черноватым чувством юмора расслабленного висельника, что свойственно развитым подросткам. Один-единственный раз она была "сексуально-активной", соблазнив своего симпатичного приятеля из неясных любовно-исследовательских побуждений. И вот – в ней образовался плод. Куда его девать? У него уже возможно есть ногти – выковыривать его было бы просто подло. Оставить себе – было бы просто глупо. Нужно отдать его приличной яппи-парочке, которая дала объявление об усыновлении в газету, где-то рядом с "куплю или продам попугая". Семья выглядят идеально, пока из ее шкафов не начинают вываливаться скелеты, а девочке нужно решить – достойны ли они взять ее спиногрыза.
Зритель может проследить за героиней в провинциальной клетчатой рубашке на протяжении всех ее девяти месяцев чего там… взросления? Она не хочет взрослеть раньше времени. Самопознания? Она знает про себя побольше, чем многие взрослые. Нет – все девять месяцев ее приключения. Немного страшного, чуть-чуть стыдного, очень нужного. Джуно просто решает свою проблему, со всем человеческим достоинством, что можно наскрести в таком юном существе. В непростом деле ей помогает любящие подруга, отец и мачеха. Не то, чтобы полные реднеки, но такие, с красноватыми шеями. Мать-то Джуно бросила мужа и дочку и смылась с любовником на Аляску, где благополучно родила парочку других детишек, Джуно ее не простила.
На взгляд традиционного европейца это фильм с самой сомнительной моралью, какую только можно себе представить. Хорошая, полноценная семья ни секунды не уговаривает будущую мать оставить ребенка. Отец пока не видит себя дедом, а мачеха вообще мечтает не о внуке, а о собаке, которую не может завести из-за аллергии падчерицы – это уже большая жертва. Они готовы уважать ее выбор – отдать, так отдать.
Жанр фильма – никак не трагедия, а комедийная мелодрама. Резоны каждого участника событий прозрачны и достойны уважения. Кажется, американцы этой картиной продемонстрировали всему миру достижение, близкое к полету на Луну – они просто согласились с тем фактом, что никто никому ничего не должен. Должен только себе, ну и писаному закону. Младенец имеет право жить, а не быть отправленным в мусорную корзину абортария, но вот его молодая мать имеет такое же полное право на свою молодость – биология здесь помалкивает. Патриархальная система ценностей даже не пищит при убийстве. Получается, здесь она мертва давно. Страна, которая последовательно ищет следы педофилии в каждой смене младенцу памперса и каждой конфете, купленной чужому ребенку, спокойно признала, что ответственность за детей – дело не сакральное, а добровольное. Кажется, после "Джуно" становится яснее, почему Америка так истерично выглядывает педофилов, ведь здесь каждый взрослый не отличает себя от ребенка. (Кстати, Эллен Пейдж сыграла пару лет назад зловещую девочку, которая до смерти карает педофила в фильме «Леденец» /Hard Candy/ (2006). Учтем, что лично ей педофил не успел сделать ничего плохого).
Сценаристка "Джуно" Дьябло Коуди, девушка, которая в поисках самоидентичности успела поработать стриптизершей, что служит предметом всеобщего особого умиления, сегодня стала звездой. Еще недавно ее отыскали по ее блогу и предложили написать сценарий, а сегодня она получила "Оскар". Пока она – глас народа, и ей можно доверять. Не голливудская конъюктура говорит ее накрашенными красными устами, а Америка ушедшая от нас в поисках своего "я" куда как далеко.
Как все это в итоге выглядит? Свежо, прогрессивно, бесчеловечно и симпатично. Новый век на дворе, здесь – больше, чем в любых «Трансформерах».