Беспомощная перепевка «Сверхъестественного» с афроамериканцами и культами юга США. Вторично, скучно, уныло, не стоит потраченного на просмотр времени
Келвин Гастингс после нескольких лет, проведенных в горячих точках планеты, возвращается в родной дом в небольшом городке в штате Джорджия. Здесь многое изменилось, но уклад старинной семьи Гастингс остался прежним – отец Келвина все так же возглавляет местное похоронное бюро и попутно является главным в округе специалистом по черной магии и сверхъестественному. И его знания регулярно пригождаются – не успел Гастингс-младший вернуться, как в городе объявился таинственный колдун, убивающий людей с помощью магических монет, вызывающих у человека, к ним прикоснувшегося, иллюзию нападения ядовитых змей. Остановить злодея может только семья Келвина, но коварство противника буквально обезглавливает род Гастингсов…
Помните ли вы, кто такой Марио Ван Пиблз? У тех, кто еще застал боевики на видеокассетах, в памяти наверняка всплывет образ колоритного чернокожего актера, снявшегося с Кристофером Ламбертом в картинах «Стрелок» и «Горец 3», а поклонники мужских телебоевиков могут помнить его по сериалам «Закон и порядок» или «Китайский городовой» – вроде бы Марио всегда был востребован на экране, но в настоящие звезды не пробился, так и оставшись где-то на заднем плане или в первом ряду фильмов, отправляющихся прямиком на видео. Параллельно с игрой в кадре Ван Пиблз набивал руку в режиссуре и даже поставил несколько эпизодов таких заметных проектов, как «Остаться в живых», «Сыны анархии», «Однажды в сказке» и «Полиция Чикаго», но и здесь остался в числе третьих и пятых, так и не выбившись в звезды. Другой бы запил или поехал получать российское гражданство, но Марио решил тряхнуть в свои 60 стариной и «забабахал» собственный сериал с собой в одной из ведущих ролей, на режиссерском мостике и попутно в должности сценариста и продюсера. Хорошая попытка, но, увы, только попытка.
На американском ТВ все сложнее стало находить сериалы с действительно оригинальным сюжетом, структурой, концепцией, формой – в большой степени проекты с разных каналов копируют, клонируют и дублируют друг друга, порой смешиваясь в какую-то единую безликую массу. Хвала тем, кто различает десятки идущих одновременно криминальных или судебных процедуралов – они обязательно идут на каждом канале, и не по одному. Любой канал считает обязательным иметь в своей сетке комедию про какую-нибудь неустроенную семейку и производственную драму о врачах или пожарных, теперь вот непременным атрибутом привлекательности кнопки на пульте стало наличие в линейке проектов какого-нибудь мистического сериала или шоу о демонах, призраках или вампирах. На канале SyFy этого особенно много (название обязывает), и Марио Ван Пиблзу с его «Суеверием» можно только посочувствовать – его проект не выдерживает никаких сравнений с аналогами и конкурентами, а критике даже не подлежит.
Наверняка Ван Пиблз мечтал сделать свое «Сверхъестественное» или хотя бы «Гримм», но пилот «Суеверия» кричит об одном: «Убейте меня после первой же серии». Такой слабый сценарий, столь неуклюжую игру актеров, такие кустарные спецэффекты и столь местечковую атмосферу еще стоит поискать – стандартные 45 минут хронометража покажутся вам четырехчасовой пыткой из «Заводного апельсина», когда вам приходится смотреть ужас в самом скверном смысле этого слова.
Сериал стартует с поросшего мхом штампа – в родной город после 16 лет отсутствия возвращается сын местного патриарха. Семья Гастингсов отличается своими знаниями о магии и колдовстве, каждый из членов семьи обладает какими-то сверхспособностями – и именно они приводят Келвина домой, видения сообщают ему о скорой смерти отца. Дома «блудного сына» ждут бывшая невеста и дочь, о которой мужчина, естественно, ничего не знал. И одновременно с появлением Келвина в городе объявляется злодей – ну что за наивность и неуважение к зрителю? Почему авторы подходят к сюжету столь наплевательски, почему каждый сюжетный поворот виден за четверть часа до того, как он случится?
А кто учил этих актеров играть? Никто? Каждый диалог или сцена, где героям приходится открывать рот, мысленно возвращает нас в 90-е, когда в первых отечественных сериалах «актеры» читали текст с листа, не особо задумываясь над интонациями и тоном. Смотреть «Суеверие» становится физически больно уже через 15 минут после начала. И ведь вроде артисты не с улицы набраны – и у Брэда Джеймса, и у Робин Ли, и у Хакима Коллиндера в фильмографии достаточно успешных проектов, но стоило им собраться вместе под крылом у Марио Ван Пиблза, и все, конец талантам, на сцене самодеятельный театр железнодорожного депо.
А насколько скучна история, показанная в пилоте, – если авторы хотели ею увлечь потенциального зрителя, если хотели окатить загадками и зацепить эффектами, то не получилось совсем ничего – дурацкий фокус с монетами никуда не годен, нарисованные змеи искренне раздражают, а изображающие безумие люди в кадре скорее напоминают пассажиропоток в московском метро в час пик – дергаются и норовят пойти «против течения». Увы, но выдержать это сложно, а уж продлевать просмотр на вторую и третью серии, если они даже и выйдут, не хочется.
В канун Хэллоуина каналы стремятся наполнить сетку проектами с элементами сверхъестественного, но «Суеверие» – не тот сериал, который претендует хотя бы на мизерную долю внимания зрителей в том разнообразии жанровых сериалов, выходящих на ТВ. Ему сложно тягаться с новинками и нечего противопоставить старожилам – а рассчитывать только на черную аудиторию тоже не лучший вариант, уж это-то Марио Ван Пиблз должен был уяснить еще в 90-е, когда его «негритянские боевики» один за другим тонули в океане безвестности. Туда же отправится и сериал.