Политический боевик о криминальных структурах внутри ФБР — хромой на обе ноги: Нисон окончательно потерял физическую удаль
Внезапная смерть кандидатки в конгресс вскрывает теневой заговор среди агентов ФБР, устраняющих своих оппонентов. Пожилой Трэвис Блок (Лиам Нисон), мучаемый паранойей, работает на ФБР в качестве неофициального агента и погружается в тёмные игры спецслужб. Он связывается с Дасти Крейном (Тейлор Джон Смит) — молодым агентом, который стремится разоблачить заговор и поведать правду о коррупции и заказных убийствах местному репортёру Мире Джонс (Эмми Рэйвер-Лэмпман). Директор ФБР (Эйдан Куинн) чувствует угрозу и готов идти на любые преступления, чтобы сорвать разоблачения.
Начав карьеру экшен-героя на шестом десятке, Лиам Нисон с тех пор не останавливается, испытывая на себе различные инкарнации военного в отставке — снимается, можно сказать, в одном и том же фильме. «Игра теней» — вторая работа в тандеме с режиссёром Марком Уильямсом («Честный вор»): 69-летний актёр снова берётся за оружие и применяет свой боевой инструментарий в попытках отстоять правду. С каждой новой работой перформанс Нисона выглядит всё более отчаянно, поскольку британской звезде всё труднее идти на рискованные трюки — последние релизы «Заступника» и «Ледяного драйва» служат тому верным доказательством. Новая картина Уильямса недалеко ушла от «Честного вора», который по своему размаху скорее напоминал дешёвую ТВ-постановку, — «Игра теней» сделана примерно из того же теста, но с акцентом на политическую интригу, закрученную в коррупционную спираль в высших эшелонах. Отставному профессионалу, нетрудно догадаться, в очередной раз предстоит побегать, пострелять и между делом спасти дочку и внучку, на которых покусились злодеи.
Всё это, безусловно, было до какого-то момента захватывающе и увлекательно, пока боевики (с Нисоном в том числе) не превратились в рудиментарный и, откровенно говоря, мёртвый жанр. «Игру теней» легко уложить в схему прямолинейного экшена о шпионаже и разоблачении: есть непростой герой на седьмом десятке лет — то ли неисправимый параноик, третирующий своими опасениями семью, то ли осторожный профессионал, которому не понаслышке известны тёмные стороны политических элит и спецслужбистов. Есть прямолинейное расследование, необходимое для сцепления нескольких сюжетных блоков, которые поначалу движутся разрозненно и невнятно, — только к кульминации можно разобраться, что к чему (если, конечно, не потерять запал ко второму часу). Для галочки есть немного боевого драйва, представленного парой перестрелок и автомобильных погонь, настолько топорных, что без них репутация «Игры теней» выглядела куда более вменяемой. Всё это переплавляется в какой-то критический массив по отношению к американской власти, сосредоточенной не в Белом доме, а в работе серых кардиналов. На этом параноидально-конспирологическом дискурсе строится вся сюжетная канва «Игры теней», чьи самые насущные вопросы (в первую очередь вопрос о власти) решаются банальным огнестрелом.
Идеалистическая погоня за правдой — рвение, с которым журналисты копают теневые интриги ФБР, в один момент обрубается на корню: фильм перестает быть историей о влиянии и борьбе четвёртой власти, а вырождается в клишированную «бэшку». Герой Нисона не может сражаться во имя одной лишь идеи справедливости, поэтому сюжет находит сомнительную, но понятную опору: семью агента-фрилансера похищают — теперь у борьбы вполне ясные мотивы. Раскрывая правду о преступлениях спецслужб (устранение политических оппонентов и помех в виде честных журналистов), сюжет не столько приобретает в интриге и авантюризме, сколько ещё глубже проседает: сценарий обнажает свою тотальную недееспособность. Там, где мог получиться вдумчивый политический триллер о заговоре и государственной слежке, выходит пустопорожний и вялый продукт, у которого нет импульса, энергии — слышен только хруст суставов и одышка ветерана. В этом холодном, вычищенном боевике напрочь отсутствуют запоминающиеся сцены (финальная схватка заканчивается заурядной погоней на авто!), а Нисон отказывается выходить из зоны комфорта и переключать режим актёрского автопилота на что-то более серьёзное.
«Игра теней» — безжизненный и откровенно неудачный заход, в котором есть попытки поиграть на злободневных проблемах страны. Это история об Америке, побеждённой СМИ, где политическую судьбу Дональда Трампа решил Twitter и где спецслужбы пытаются восстановить контроль и власть, прибегнув к наиболее грязным силовым методам. Но эта концепция встречает утомительную реализацию: боевику Уильямса не хватает остроты, размаха и более смелого подхода к арсеналу — фильм словно создан из груды материалов, натасканных у проверенных жанровых крепышей, но не собранных в нечто удобоваримое. Ну и про Нисона… Самое меткое замечание оставлено в одной из сцен, когда второстепенный герой настаивает, что пожилому агенту пора завязывать с опасной работой. «Нет, не вариант», — отвечает Нисон. Это значит, что нас ждёт целая серия авантюр от 69-летнего актёра, в упор отказывающегося уходить на пенсию и зачехлять ружьё. Быть может, сейчас лучшее время, чтобы обратить внимание на рекомендации коллег.