Набор новелл о столкновении с внутренними и внешними противоречиями, осмыслении и преодолении будет понятен тем, кто знаком с литературным первоисточником. Остальным же придется потрудиться, чтобы составить из альманаха цельное полотно
Набор новелл о столкновении с внутренними и внешними противоречиями, осмыслении и преодолении будет понятен тем, кто знаком с литературным первоисточником. Остальным же придется потрудиться, чтобы составить из альманаха цельное полотно.
Редко кому удается различить в своей жизни ключевые, поворотные моменты. Небольшая мелочь, сбой в планах, случайность может оказаться развилкой, после которой жизнь уже не будет прежней. Кто-то уверовал в Бога, кто-то свалился в бассейн, один в детстве не спас тонущего мальчишку, а другой сам едва не оказывается в песчаной могиле. Вся жизнь – это постоянный выбор, пусть он даже не всегда заметен, но делать его приходится каждому герою картины.
Помните знаменитую фразу из «ДМБ»: «Видишь суслика? И я нет. А он есть!» Так же можно охарактеризовать и ситуацию с австралийским кино. Формально оно существует, но увидеть его непросто – кинематографисты Зеленого континента распылены по всему миру и реализовывать себя предпочитают в Голливуде. На родине же кенгуру и коал в год производится всего 10-15 фильмов, да и те остаются не слишком востребованы даже по месту прописки. Впрочем, кое-что добирается до мировых и даже российских экранов. А стоит ли?
Безусловно, да. «10 мгновений судьбы» – возможно, лучшее, что Австралия может сегодня предложить миру. Это нетривиальный психологический киноэксперимент, испытание как для создателей, так и для зрителей, небезынтересное и небанальное. Хотя есть у картины и один огромный «минус» – это, как ни странно, «патриотичность» картины, даже некоторая «местечковость». Все дело в том, что «Мгновения» – это экранизированный сборник рассказов австралийского писателя Тима Уинтона. Уинтон – наш современник, но автор, при всем уважении, не самый известный. Картина же, в свою очередь, довольно небрежно обходится с одноименным (в оригинальном варианте и книга, и фильм называются The Turning) сборником – фильм утрачивает важное связующее звено, рассказы объединены общими героями. Книга является набором фрагментов жизни нескольких человек, одной семьи в разные времена, в разные периоды жизни и отношений друг с другом. Картина же этого словно нарочно избегает – героев в каждой новелле исполняют разные актеры, а кто находится в кадре, понять порой совершенно невозможно, не имея в багаже прочитанного оригинала.
К сожалению, без понимания того, что люди в кадре постоянно связаны друг с другом, может показаться, что фильм не имеет четко выстроенного настроения, части не складываются в единое целое. Действительно, новеллы неравноценны. Выделяется пара сильных работ, но другие две-три вполне могут показаться неоправданно затянутыми и тянущими на дно. Однако, понимая, что все это происходит на протяжении жизни одного человека, история наверняка заиграет для вас иными красками, собирать такой пазл и интереснее, и проще.
А картина действительно является подлинной головоломкой – каждый сегмент снят отдельным режиссером (австралийского происхождения, кстати), в разной стилистике, с использованием совершенно разных техник и подходов. У новелл по большому счету нет завязок и финалов, зритель видит лишь какой-то переломный момент в жизни героев, ощущает тяжесть выбора или, наоборот, его очевидность и легкость. Авторы подталкивают зрителя к мысли, что жизнь наша состоит из постоянного принятия решений, что переломные моменты могут окружать нас постоянно, а внутри любого человека таких спорных вопросов таится еще больше. Продемонстрировать такую постоянную, пусть часто и незримую борьбу были призваны самые яркие актеры, уроженцы Австралии или ее воспитанники, такие как Кейт Бланшетт, Роуз Бирн и Хьюго Уивинг. В мастерстве этих талантливых актеров сомневаться не приходится, да и они сами не дают повода для критики в свой адрес, взяв на себя самые тяжкие ноши – персонаж Бланшетт преодолевает конфликт со своей свекровью, героиня Бирн обращается к Богу, не в силах терпеть насилие со стороны мужа, герой Уивинга закапывает топор войны со своей бывшей женой, чтобы успеть навестить ее на смертном одре. Смерть вообще так или иначе ходит рука об руку с героями едва не в каждой новелле, но, зная о том, что герои продолжают жить, даже сделав свой выбор, зритель должен настраиваться на позитив. Да, дилеммы окружают со всех сторон, да, делать выбор непросто, да, выбор чреват. Но только продолжая выбирать, человек продолжает жизнь. И тогда на его долю выпадает не десять, а сотни миллиардов мгновений судьбы и столько же счастья.