Франшиза получила новое дыхание, сделав героем не мужчину в трико, а Питера Паркера
Питер Паркер – сирота, живущий у дяди и тети, талантливый гик, скейтер и фотограф с нежным сердцем, отданным однокласснице Гвен Стэйси. Эта блондинка в вечных гетрах, в свою очередь, служит старшим интерном у однорукого друга загадочно погибшего отца Питера – доктора Курта Коннорса, мечтающего о взаимозаменяемости стволовых клеток человека и игуаны. Выпутаться из этого хитросплетения обстоятельств сможет только паук.
Когда в 1962 году Стэн Ли, сценарист и редактор Marvel, задумался над созданием нового персонажа, его осенило: комиксы читают подростки, а значит новый персонаж должен быть их ровесником. Так появился Человек-паук – тинейджер, для которого сверхчеловеческие способности стали обстоятельством, отягчающим естественные сложности взросления. Автор первой кинотрилогии про Питера Паркера Сэм Рейми понял все правильно – его «Человек-паук» встретил зрителя лупоглазым недорослем, открывающим в себе новые силы, как это всегда и бывает с прилежными мальчиками. Мир Стэна Ли ожил, засветился, раскрасился, зашевелился, слегка анемичным остался только главный герой.
Решение пригласить в режиссерское кресло автора «500 дней лета» в этом контексте смотрится куда более логичным, чем на первый взгляд. Трехмерная машинерия мастеров по спецэффектам давно может искрить сама по себе (взять хоть недавний «Морской бой»), а вот живостью характера похвастаться по-прежнему может только Железный человек. Уэбб заручился поддержкой сценариста финчеровского «Зодиака» Джеймса Вандербилта и последним слагаемым успеха должен был стать исполнитель главной роли. Конечно, Тоби Магуайр чисто психофизически выглядит так, будто его лицо нарисовали в середине шестидесятых, но здесь нужен был кто-то принципиально иной. Такой, как Эндрю Гарфилд, который одной мимикой дает персонажу объем, не разрывая при этом священные страницы сторибордов полувековой давности.
"Новый человек паук" впечатляет, прежде всего, своей ненавязчивой реалистичностью. Уэбб то тут, то там пробрасывает радующие глаз детали: от балахона Ramones до того, как герой при каждом удобном случае радуется возможности снять неудобную резиновую маску и вообще не очень жалует свое трико. По степени душевности и человечности картина местами неожиданно напоминает отечественную «Черную молнию» – особенно в сцене, где Мартин Шин (дядя Бен) отчитывает героя Гарфилда с достоверностью Сергея Гармаша. Получив в свое распоряжение студийные миллионы, Уэбб остался человеком, умеющим ловить объективом радость юности, которую не могут омрачить ни синяки, ни зеленые монстры, ни даже смерть. Как и в "500 днях лета" его интересует не история подвига и даже не история любви сама по себе, а лежащий у ног в 17 лет огромный мир, обещающий только чудеса и "сбычу" мечт.
"Человек-паук" Рейми был мутантной версией Капитана Америки с его пресловутым чувством долга и готовым к вспышкам фотокамер чубчиком. Питер Паркер Уэбба и Гарфилда не хочет быть изгоем и ставить паутину на службу государственному флагу. Ему бы научиться прыгать получше, надрать зад одноклассникам, захомутать блондинку и сохранить родных и близких.
Проще говоря, "Новый человек-паук" впервые, кажется, в истории кинокомиксов говорит о том, что сверхспособности – это не то, чего надо бояться. Прежде всего, это очень, очень круто.