За избитым сюжетом о молодом человеке с амбициями, но без опыта прячется несколько неплохих сюжетных и актерских решений, которые, впрочем, зрителю придется потрудиться разглядеть
23-летний Эдди давно мечтает работать учителем, но пока его опыт ограничивается лишь небольшой внеклассной работой с детьми. В поисках работы герой находит предложение, которое отправляет его в заштатную школу в не слишком благополучном квартале на окраине Тампы. Там молодой преподаватель сталкивается с тем, что дети совершенно не готовы к тому, что должно произойти с их организмом в период полового созревания. Со всей ответственностью Эдди бросается давать школьникам сексуальное воспитание, вот только проблема состоит в том, что поделиться с учениками учитель может только теорией, а на практике молодой человек все еще девственник.
История кино знает немало примеров того, как совсем юными актеры, не достигшие и десяти лет, вспыхивали звездами, а затем либо просто исчезали с небосклона, либо тускнели, многократно повторяя удачную роль до тех пор, пока она не станет общим местом. Хэйли Джоэл Осмент ослепил зрителей сначала в «Форресте Гампе», затем в «Шестом чувстве» и «Искусственном разуме». Взрослому актеру было бы достаточно этих трех лент в своем резюме, чтобы иметь целый ворох предложений, но не в случае с Осментом – мальчишке едва исполнилось 12, когда Спилберг снял свою робооперу, а дальше актер вступил в фазу полового созревания со всеми вытекающими.
Не станем вспоминать о проблемах Осмента с алкоголем, о столкновениях с полицией и появлении упоминаний в таблоидах, главное – это не слишком затянулось и не приняло необратимое действие. Сейчас актер возвращается к активной работе, и хотя с парой проектов ему уже откровенно повезло, видно, что парень ищет свое место в новом мире. С новой внешностью (а из милого кругленького мальчишки Хэйли превратился в полновесного толстячка) для Осмента наиболее комфортной видится роль этакого упрощенного Джека Блэка – не столь пошлого, менее энергичного и склонного переигрывать симпатичного пухляша, с которым комфортно и детям, и взрослым.
В «Половом воспитании» Осмент играет именно такого «школороковского» Блэка для бедных – неуклюжего аутсайдера, зарабатывающего свой авторитет сначала у детей, а затем и у взрослых, попутно разбираясь в себе и своих чувствах. О сюжете даже не имеет смысла говорить, он очевиден: сперва в классе возникает неловкость, затем на фоне конфликта с консервативно настроенными взрослыми необходимость занятий становится очевидной юным ученикам и их близким. Гораздо интереснее то, как этот простой сюжет решен, и тут мы можем отметить, что авторы подошли к вопросу вполне изобретательно.
Во-первых, при не самом ярком касте в фильме есть собственные изюминки – это очаровательные Лоренца Иззо и Эбби Эллиотт, которые своим присутствием освещают каждый кадр. Не портят «общей картины успеваемости» и дети, которым явно пришлось на съемках покраснеть. Дополняют основной состав два «тяжелых калибра» – Ретта, словно не вышедшая еще из своего образа в «Парках и зонах отдыха», и Мэтт Уолш, чьи многозначительные монологи придают картине абсурдности и гротеска. Во-вторых, в фильме есть банальная, на первый взгляд, романтическая линия, которая весьма нетривиально разрешается в финале – подойди создатели «Полового воспитания» к этой ниточке сюжета серьезнее, и из нее можно было бы распутать крепкий сандэнсовский середнячок. Наконец, в ходе преподавания полового воспитания герои сталкиваются с действительно важными вещами, с пониманием того, что одними смешками здесь не обойтись. Вопросы, что есть секс, а что есть любовь, с кем можно об этом говорить, а к кому лучше не обращаться с такими темами, как начать такой разговор и на чем стоит остановиться, заданы – и только от зрителя зависит, пойдут ли они впрок.
Увы, должны огорчить лишь тех, кто идет на «Половое воспитание» поржать. Смешные шутки в картине, конечно, есть, и их диапазон весьма широк, но в первую очередь кино, безусловно, адресовано не попкорновой публике, а аудитории думающей и фрустрирующей, такой, которая улыбнется скорее обсуждению проблемы вымирания вшей, чем размахивающему причиндалами приятелю главного героя.
Нового «Американского пирога» у режиссера Исаака Федера не получилось, на культовый статус «Половое воспитание» не претендует. Но свою частичку зрительского внимания фильм получить должен – в тандеме с недавним «Кутис» лента объясняет все, что вам нужно знать о современных проблемах школ и постмодерновом конфликте отцов и детей.
С 1 октября в кино.