«План 9 из открытого космоса» был снят Эдом Вудом еще в 1956 году, но вышел на экраны лишь в 1959-м — пленка три года лежала в ящике стола, пока режиссер занимался поиском дистрибьютора. Съемки картины были связаны с регулярными проблемами, а бюджет то и дело сокращался, заставляя режиссера использовать в качестве инвентаря детские игрушки и подручные материалы. Эд Вуд просто хотел снимать кино и делал это так, как умел, невзирая на общественное мнение и отсутствие поддержки со стороны продюсеров.
В 64-летнюю годовщину картины вспоминаем, как создавался лучший из худших фильмов истории.
НАИВНЫЙ ЭНТУЗИАЗМ
Эд Вуд ничего не понимал в профессии режиссера, но был абсолютно искренне и беззаветно влюблен в кинематограф. Он мог одновременно работать сразу над несколькими кинопроектами, писать рассказы и параллельно разрабатывать новые сценарии во время приема пищи и обсуждения будущих съемок. Эд Вуд совершенно искренне верил в успех каждого проекта и отдавался ему целиком. Разве такой энтузиазм может остаться без внимания?
Эд Вуд знал наизусть каждую реплику в своих фильмах, лично занимался подбором актеров и самостоятельно создавал для них образы. Он знал цену каждой минуте, проведенной на съемочной площадке, и потому никогда не делал несколько одинаковых дублей — зачем, если впереди еще так много сцен, где он и съемочная группа могут проявить себя? Когда на площадке не хватало реквизита, Вуд был способен собрать нужный предмет из подручных материалов: кухонных стульев, занавески, картонных фигурок, ниток и детских игрушек. Его не смущало радикальное отличие самоделок от реальных предметов — какая разница, если все внимание зрителя будет сосредоточено на сюжете, а не на деталях? Несмотря на то что многие убеждения Вуда оказались ошибочными, его искренняя вера в себя и съемочную группу настолько обескураживает, что подкупает.
ВДОХНОВЕНИЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ РЕЖИССЕРОВ
«План 9», впрочем, как и вся карьера Эда Вуда, наглядно демонстрирует, к чему может привести энтузиазм и глубокая любовь к кино. Даже несмотря на технические несовершенства и алогичный сюжет, «План 9» стал бессмертным представителем благородного жанра «так плохо, что хорошо». Фильм не просто собирает кинозалы истинных фанатов — он вдохновляет начинающих кинематографистов не сдаваться и продолжать делать то, что нравится. Да, «План 9» не был принят обществом сразу, но спустя время он, в отличие от многих фильмов-современников, совершенно не устарел, а стал американским достоянием, регулярно цитируется (в честь фильма была названа операционная система, фрагменты «Плана 9» можно увидеть в некоторых популярных сериалах), по нему создаются ремейки («План 10 из открытого космоса», «План 9 с “Алиэкспресса”») и маски для Хэллоуина. Эд Вуд играючи снял «худший фильм в истории» и стал бессмертным!
ВСПЛЕСК БУРНОЙ ФАНТАЗИИ ПРИ МИНИМАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ
Так как найти и привлечь профессиональных актеров Вуд не мог из-за отсутствия достойного финансирования (Бела Лугоши не в счет), ему приходилось регулярно внимательно осматриваться по сторонам — вдруг где-то рядом сидит будущая главная героиня «Плана 9»? Некоторые артисты приходили к Вуду вместе с потенциальными продюсерами, которые часто хотели видеть на экране своих друзей и родственников, вне зависимости от степени их таланта. Например, в одной из главных ролей в «Невесте монстра» (1955) снялся Тони МакКой, сын владельца скотобойни из Техаса Дональда МакКоя, давшего деньги на завершение фильма.
Но большую часть команды Вуд все-таки находил сам, и для съемок «Плана 9» ему удалось собрать невероятную команду! В роли ведущего в фильме выступил специалист по пророчествам Удивительный Крисвелл, наиболее известный по своей книге с предсказаниями, где он предвещал уничтожение Земли в 1999 году. Превращающегося в зомби инспектора Дэна Клэя сыграл профессиональный рестлер Тор Джонсон, а его ожившую компаньонку — телевизионная ведущая Майла Нурми, работавшая во время съемок на телевидении под псевдонимом Вампира. Немаленькая роль досталась и самому состоятельному другу Вуда — Банни Брекинриджу. Облачившись в пижамный костюм, он сыграл инопланетного лидера с вечно крутящимися глазами. Режиссер привлекал к работе буквально всех, кто оказывался рядом и вызывал у него интерес. Удивительно, но это работало! Кто еще может похвастаться настолько безумным и одновременно привлекательным актерским составом?
ПОСЛЕДНЯЯ РОЛЬ БЕЛЫ ЛУГОШИ
Американская звезда хорроров Бела Лугоши за свою долгую кинокарьеру снялся более чем в ста фильмах, и «План 9 из открытого космоса» — его последняя картина. Создатель канонического образа графа Дракулы познакомился с Эдом Вудом незадолго до своей смерти, но успел появиться сразу в нескольких фильмах режиссера. Увы, Лугоши скончался от сердечного приступа прямо на съемках «Плана 9», когда было отснято всего около десяти минут материала, но трагическое событие не стало для Вуда поводом отменять съемки (для него вообще не существовало никаких препятствий на пути к отличной коммерчески успешной картине). Для того чтобы сохранить имя Белы Лугоши на постере, Вуд добавил в фильм архивные кадры с изображением актера, а те сцены, которые было невозможно заменить существующими материалами, отснял с помощью дублера (мануального терапевта своей жены по имени Том Мэйсон). Таким образом, «План 9» официально стал последним фильмом великого актера, а значит — обязательным к просмотру.
ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ
Эд Вуд работал с реальным голливудским продюсером Джорджем Вайсом лишь один раз — когда договорился с ним о съемках фильма «Глен или Гленда» (1953), в сценарий которого вложил фрагменты из личной биографии. Вуд также исполнил главную роль в картине, но это не помогло сделать ее успешной — она провалилась в прокате и подарила Вуду славу дурного режиссера. С тех пор ему приходилось снова и снова проявлять изобретательность — чаще всего Вуд искал финансирование у людей, которые слабо понимали, что такое кино. Такие находки всегда были одноразовыми — как только «продюсеры» понимали, что перед ними не слишком успешный режиссер, они больше не хотели иметь с ним дел. Наиболее примечательной коллаборацией стала работа Вуда с Южной баптистской конвенцией — именно эта организация профинансировала «План 9» в надежде, что один коммерчески удачный мистический триллер поможет в дальнейшем вложиться в производство картин на религиозную тему. Их стремления не увенчались успехом, а вот Вуду все-таки удалось добиться желаемого: он, как и мечтал, навсегда вошел в историю кино благодаря «Плану 9».