Мрачная антицерковная хорватская сатира, которая поначалу прикидывается добродушной комедией
Молодой католический священник отец Фабиан (Крешимир Микич) терзается тем, что его приход на маленьком хорватском острове вымирает и не пополняется. Местные жители раскупают презервативы и противозачаточные средства как горячие пирожки, и потому никто на острове не беременеет. Когда набожный продавец киоска Петар (Никша Бутиер) приходит к патеру спросить, не грех ли продавать столько презервативов, Фабиан убеждает его начать прокалывать «резинки» тонкой иголкой. Вскоре к заговору присоединяется аптекарь-националист, готовый на все, чтобы предотвратить заселение пустеющего острова сербами и албанцами, и островитянки начинают беременеть одна за другой. Однако это чаще создает проблемы, чем приносит благо…
Когда мы думаем о кино стран бывшей Югославии, мы автоматически вспоминаем лишь Эмира Кустурицу, которого невозможно забыть, хотя его последняя на сегодняшний день режиссерская работа «Завет» вышла семь лет назад. Но, разумеется, в бывшей Югославии есть и другие заметные режиссеры. В частности, хорват Винко Брешан, лауреат нескольких призов Берлинского МКФ за политическую комедию «Дух маршала Тито» (2000) и военную драму «Свидетели» (2003). В последние годы он отвлекся от киносъемок, чтобы поработать над хорватскими комедийными сериалами, однако в прошлом году Брешан вернулся в кино и выпустил трагикомедию «Дети священника», которая стала главным национальным прокатным хитом 2013 года.
Экранизация одноименной ставившейся в России пьесы драматурга и композитора Мате Матишича, «Дети священника» буквально начинают во здравие и кончают за упокой. Первые сцены фильма вызывают в памяти… нет, не моторную «цыганщину» Кустурицы, а более стоические и иронические по духу комедии Уэса Андерсона с их колоритными, но все же не гиперколоритными персонажами, которые не всегда понимают, что говорят что-то уморительно смешное. И если смотришь фильм, не зная содержания пьесы, то поначалу кажется, что «Дети священника» – добродушный фарс в стиле британских комедий о нелепых, но положительных пасторах или недавнего канадского ситкома «Маленькая мечеть в прерии», где в благодушных комических тонах были изображены мусульманский имам и его разношерстная паства.
Однако в Хорватии, которая все еще ищет баланс между прогрессивной идеологией и влиянием католичества, со священниками не шутят. По крайней мере, на протяжении целого фильма. Чем дальше продвигается действие, тем мрачнее и серьезнее становится картина, и в ее финале попытки шутить становятся попросту неуместными. Какие уж тут приколы, когда в кадре девушка, истекающая кровью от выкидыша, или девочка, забеременевшая от священника (не от главного героя)! Или даже парень, готовый на самоубийство, потому что его заставили жениться.
Злодеями в фильме, правда, оказываются не только католические батюшки (трудно называть иначе людей, которые хоть и служат «латинскую» службу, но говорят на славянском языке). Но когда, выходя из зала, анализируешь картину, понимаешь, что это в первую очередь агрессивный «наезд» на Церковь, которая одной рукой навязывает людям свои давно устаревшие правила, а другой рукой покрывает собственные отвратительные преступления. Причем Фабиан, прокалывающий презервативы на швейной машинке, оказывается лучшим из всех представителей Церкви, которые появляются в картине. Потому что, по крайней мере, он наивен, не циничен и движим благими намерениями. Тогда как его епископ – это просто исчадье административного ада.
Хорошее ли «Дети священника» кино? Пожалуй – если вы не против его жанрового перевоплощения. Нам все же кажется несколько странным кино, которое начинается как веселый и благодушный фарс, а заканчивается как чернейшая сатира с изнасилованием ребенка и жестоким убийством. Но другие претензии к «Детям» предъявить трудно – забавные словесные и визуальные шутки, запоминающиеся актеры, неожиданные сюжетные повороты, трогательные мелодраматичные ситуации. Все, как «в лучших домах Парижа и Лондона».