Печальный и душевный байопик о том, как Алан Милн сочинил «Винни-Пуха» и разрушил детство своего сына Кристофера Робина
Лондонский драматург Алан Александр Милн (Донал Глисон) возвращается домой после окончания Первой мировой войны. Он смог оправиться от ранения, но не от душевной травмы. Алану, которого близкие называют Блу, в любом резком звуке чудятся взрывы и выстрелы. Чтобы успокоить нервы, писатель с женой Дафной (Марго Робби) и маленьким сыном Кристофером Робином (Уилл Тилстон) переезжает на природу, в коттедж на окраине леса. Там Милн надеется написать книгу о вреде войн. Но когда жена возвращается в Лондон, а слуги уходят в отпуск, Блу впервые остается один на один с сыном. И он начинает вместе с мальчиком придумывать сказочные истории, которые вскоре станут книгами о Винни-Пухе.
Новая картина британского режиссер Саймона Кертиса («7 дней и ночей с Мэрилин») рассказывает историю одной из самых любимых детских книг во всей истории человечества. Однако это отнюдь не мимимишный байопик, на который надо идти с детьми и обожающими умиляться близкими. «Винни-Пух» подарил радость миллионам читателей – но только не тому, кто сочинил книгу, и не тому, для кого она была написана. Наоборот, добрейшая книжка об оживших игрушках разрушила семью Милнов, которая только-только оправилась после кошмара мировой войны.
Как это могло случиться? Очень просто. Милны пошли на поводу у пиар-машины, раскрутившейся, когда «Винни-Пух» стал бестселлером. Алан и Дафна превратили своего сына в экспонат. Они возили его по всему свету, фотографировали в умилительных позах, заставляли выступать на людях и рассказывать, как он придумал имя своему плюшевому медведю. Дети всего западного мира завидовали Кристоферу Робину, а он ненавидел, когда его так называют (близкие именовали его семейным прозвищем Билли Мун), и он мечтал, чтобы его наконец оставили в покое. Еще он хотел побольше времени проводить с родителями и любимой няней.
К несчастью для Кристофера, его страдания не закончились, когда Милн-старший перестал писать книги о сыне и Пухе. Сын писателя дожил до глубокой старости, но для всего мира он оставался «маленьким Кристофером Робином». Это так его раздражало, что он дистанцировался от отцовского наследия и не пользовался баснословными деньгами, которые заработал для его семьи Винни-Пух. Отношения же с родителями у Милна-младшего были хуже, чем у героев многих современных голливудских драм, которые как будто соревнуются, у кого «предки» гаже.
«Прощай, Кристофер Робин» рассказывает эту печальную и поучительную историю о том, почему нельзя впутывать маленьких детей во взрослые дела. Малыши не хотят славы – они хотят любви и заботы. Они не хотят давать интервью – они хотят играть с родителями и сверстниками. И они меньше всего хотят, чтобы их всю жизнь дразнили из-за того, что папа славно заработал на их детстве.
Мимимишность, конечно, в фильме тоже есть. Сцены, в которых Блу и Билли придумывают сказки, сняты как умилительное приключение в волшебном лесу. Это те моменты, ради которых становятся родителями. Но счастье героев недолговечно. Его обрамляют послевоенные мучения Блу до сочинения «Винни-Пуха» и страдания Билли после публикации книги. Мальчик как будто наследует боль, которую принес с войны его отец, и Винни-Пух становится душеприказчиком Милнов. Кто же знал, что у плюшевого мишки есть лицензия нотариуса!
Картина выстроена вокруг Донала Глисона и Уилла Тилстона (в заключении ленты его заменяет Алекс Лотер, сыгравший повзрослевшего Кристофера), но запоминаются в ней не только они. Марго Робби создала интригующий образ женщины, в которой каким-то чудом уживаются искренняя любовь к сыну и мужу, капризный нарциссизм светской красотки и решительность и непосредственность героинь Пэлема Вудхауса (помните цикл о Дживсе и Вустере?). Противоречивость и взбалмошность Дафны вкупе с харизмой Робби превратили героиню из приложения к героям в экранного тяжеловеса. Робби доминирует в каждой сцене с ее участием – хотя бы потому, что никогда не знаешь, как Дафна себя проявит в той или иной ситуации. Напротив, Блу и Билли ведут себя более-менее монотонно, как замкнутый мужчина и открытый ребенок.
Если Робби оказывается Джокером ленты, то Келли МакДональд в роли шотландской няни Оливии служит дворецким Альфредом. В отличие от своих чопорных нанимателей, простодушная и набожная Оливия не стесняется проявлять любовь к малышу, и она становится для Билли душевной опорой и светом в конце туннеля. Это не преувеличение создателей фильма. Судя по воспоминаниям Кристофера Робина и по тому, как сложились его отношения с близкими, няню он в детстве любил сильнее, чем мать. И, возможно, сильнее, чем отца.
Вообще, «Прощай, Кристофер Робин» – это не только байопик о Милнах, но и портрет традиционной британской состоятельной семьи в сравнении с ее слугами. Одним проще предложить ребенку славу и деньги, другим – душевную теплоту, и из фильма ясно, что малыш предпочитает. Тем не менее британские традиции сохраняются и захватывают другие страны, включая Россию. Это одновременно пугает и делает картину Кертиса злободневной.
Впрочем, актуальность материала прекрасно сочетается в фильме с убедительным, хотя и слегка «открыточным» воссозданием Британии между мировыми войнами. Перемещение зрителей в прошлое – любимое занятие английских кинематографистов, и команда Кертиса отлично справилась с ним. Машины, наряды, интерьеры, кулинария… И даже книжные магазины эпохи. Режиссер сделал все, чтобы публика прониклась духом времени и чтобы у грустной истории «Винни-Пуха» нашлись красивые стороны. Но, конечно, самая привлекательная часть ленты – это не рукотворные красоты, а ведущие актеры и восхитительные природные пейзажи Южной Англии.
Выдающийся ли это фильм? Нет. То, что он пытается донести, можно прочесть в «Википедии», и нельзя сказать, что повествование картины столь глубоко и высокохудожественно, что Кертис превратил реальные события в киношедевр. Однако это выразительное, берущее за душу полотно, и на него стоит обратить внимание тем, кто ходит в кино ради тихих лент, а не громких блокбастеров.
С 23 ноября в кино.