Фестивальная мелодрама об эйджизме и сексизме.
Анна (София Ройз) — немолодая актриса, которая давно не получает достойных предложений от кинематографистов. В конце концов женщина решает согласиться на подработку: дать уроки ораторского мастерства. Молодой парень Адриан (Милан Хермс) уже не первый раз появляется в жизни артистки — до начала занятий герои сталкивались на улице, когда юноша вырвал из рук Анны сумочку. Попытки добиться правильной дикции рождают неожиданную страсть. И вот уже герои, вопреки возрасту и предрассудкам общества, теряют голову от влюбленности.
На первый взгляд «Быстрый словарик любви» — неспешная мелодрама, которая размышляет о большой разнице в возрасте. Он — подросток, она — взрослая женщина, но герои едва ли рефлексируют по поводу цифр в паспорте. Лишь однажды Анна воскликнет, чтобы тот нашел себе ровесницу, а Адриан, в свою очередь, приведет аргументы, что зрелость не исчисляется количеством прожитых лет. Но фильм Николетт Кребиц — не новая версия «Страх съедает душу», хотя на режиссерку очевидно повлиял почерк Райнера Вернера Фасбиндера. Центральным звеном в картине является не столько союз двух абсолютно разных случайных прохожих, сколько фигура Анны — совершенно одинокой женщины, забытой актрисы, несчастной вдовы.
Было бы преуменьшением сказать, что героиня переживает тяжелый период жизни. И пусть Кребиц не говорит об этом прямо, меланхолия и нотки депрессии рассыпаны по всему сюжету. Журналисты не прочь намекнуть Анне о ее возрасте — патриархальные установки давят день ото дня, а культ молодости оставляет талантливую звезду без работы. Однажды Мэрил Стрип сказала, что стоило ей перешагнуть сорокалетний рубеж, как на нее посыпались предложения сыграть старух-ведьм. То, насколько эйджизм и сексизм идут рука об руку, лучше всего демонстрирует именно кинематограф: юные дарования всегда в моде, тогда как женщины среднего возраста понемногу отходят на второй план и довольствуются второстепенными ролями (конечно, всегда есть счастливые исключения!).
Анна — одна из жертв общественных предубеждений, которую слишком быстро сбросили со счетов. Адриан становится спасательным кругом, помогающим сделать долгожданный прыжок к свободе. Не раз во время просмотра возникает вопрос: действительно ли юный вор существует или все это плод воображения скучающей дамы? Быть может, не случайно сосед героини подмечает, что та придумала роковую встречу с кражей, а закадровый голос Анны ведет зрителя по запутанной истории (не)возможной любви. Впрочем, не столь важно, реален ли Адриан: он может быть метафорой освобождения от стереотипов, побегом от неприятной реальности, истинной любовью и всем одновременно. Любая трактовка вписывается в повествовательный тон.
То ли эскапистское путешествие, то ли зарисовка о бросающем вызов всему и вся романе, «Быстрый словарик любви» — кино, для которого нужно найти подходящее настроение. Его театрализованность, затянутость (речь не о хронометраже, а о невозможности завлечь зрителя) и некая искусственность происходящего отталкивают. Но если вы готовы к немного усыпляющему просмотру и устали от банальных историй о любви, то весточка с Берлинале может приятно удивить.