«Грязные танцы», один из главных романтических шедевров 80-х годов, отмечает 35-летний юбилей. Кто бы мог подумать, что фильм, задуманный как малобюджетная музыкальная мелодрама, станет абсолютным хитом проката, собрав более 213 млн долларов по всему миру. Впоследствии феномен «Грязных танцев», как это часто бывает в Голливуде, породит сразу два ремейка — художественный и театральный. Но, увы, ни один из них так и не сможет сравниться с культовым оригиналом.
Сегодня, в день рождения Патрика Суэйзи, объясняем, как и почему полнометражный дебют Эмиля Ардолино в свое время покорил сотни тысяч зрительских сердец.
Американский режиссер Эмиль Ардолино, для которого «Грязные танцы» стали первой режиссерской работой, сам является профессиональным хореографом. В начале 80-х годов Ардолино получил свой первый и единственный «Оскар» за документалку «Он научил меня чувствовать танец», которая во многом и стала его пропуском в «большое» кино. Во многих современных фильмах о танцах ритмичные движения под музыку, как правило, выступают в виде идеального фона для основного сюжета. В картине Ардолино же все наоборот — именно танец стоит во главе угла истории персонажей Дженнифер Грей и Патрика Суэйзи. Этот смелый и рискованный шаг, как ни странно, был полностью оправдан — страстное мамбо Джонни и Пенни в самом начале фильма, изматывающие закулисные репетиции Бэби и Джонни перед концертом и феерический перформанс в конце были слишком хороши, чтобы прятать их в тени любовных перипетий. Ардолино, по сути, вывел искусство хореографии в мейнстримном кино на совершенно новый уровень, заставив весь мир сойтись в головокружительном танце.
Примечательно, что в качестве главного хореографа картины был выбран Кенни Ортега, ученик самого Джина Келли, великого танцора и создателя гениальных голливудских мюзиклов «Поющие под дождем», «Хэллоу, Долли!» и других.
Ни для кого не секрет, что отношения исполнителей главных ролей Дженнифер Грей и Патрика Суэйзи во время съемок были, мягко говоря, очень натянутыми. Суэйзи, как большой перфекционист и настоящий фанат своей профессии, привык работать на износ и требовал от партнерши по фильму того же самого. Стоит отметить, что к началу работы над «Грязными танцами» оба актера имели большой танцевальный бэкграунд, однако Суэйзи считал его недостаточным для фильма.
Настоящие репетиции танцев оказались куда более изматывающими и куда менее романтичными, чем было в итоге показано в кадре. Грей, которая к тому моменту была еще совсем юной звездой, самоотверженности Суэйзи не разделяла и периодически выставляла свои границы, что естественным образом приводило к постоянным конфликтам. К счастью, напряженные отношения Патрика и Дженнифер в итоге только сыграли на руку Андолино — искры между ними так и летали.
Одна из причин, по которым сюжет «Грязных танцев» так сильно зацепил зрителей, кроется в том, что в основе фильма лежат вполне реальные события, взятые из жизни сценаристки Элинор Бергстин. Именно ее в детстве называли Бэби, именно она в свои 17 лет отправилась в летний пансион CatsKills, где участвовала в соревнованиях по так называемым «грязным танцам». И если персонаж Бэби был списан с самой сценаристки, то прототипом Джонни стал учитель танцев Майкл Террас, который работал в CatsKills в середине 80-х. История умалчивает, какими были отношения Бергстин и Терраса на самом деле, однако не исключено, что и здесь танцы в какой-то мере могли пробудить чувства. Тем не менее факт остается фактом: по-настоящему «прожитые» автором истории всегда оказываются лучше вымысла. Это вклад, который сложно оценить осознанно, но который отлично работает на подсознании зрителя.
«Грязные танцы» действительно были совершенно уникальным фильмом для своего времени. Работа Ардолино не только вывела хореографию на новый уровень мейнстрима, но и продвигала действительно важную социальную проблематику, которая остается актуальной и в наше время. «Грязным танцам» повезло выйти в тот период, когда кино становилось по-настоящему свободным. Благодаря второй волне феминизма и активной борьбе женщин за гражданские права образы главных героинь на экране начали серьезно переосмысляться. Персонаж Дженнифер Грей — один из первых больших результатов начавшейся культурной рефлексии. В отличие от многих героинь тех времен, Бэби не обладала конвенциально привлекательной внешностью или подчеркнутой сексапильностью. По большому счету она просто была собой — простой «девчонкой по соседству» с амбициями и большими надеждами на грядущую взрослую жизнь. Кроме того, у персонажа Пенни, партнерши Джонни, был «свой бэкграунд» в виде довольно противоречивой темы аборта. Ардолино был первым кинематографистом тех времен, который осознанно отказался демонизировать женщину, решившуюся на процедуру аборта. Само решение героини также было показано в виде осознанного выбора, вынужденного решения, которого требовали обстоятельства. Этот фильм позволил миллионам женщинам в мире перестать чувствовать себя виноватыми перед обществом, которое выставило им слишком жесткие рамки и заведомо высокие ожидания.