Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zzpPozM Okko Okko
Обзоры

Под знаменем триеризма и догматизма

В российский прокат вышел фильм "Танцующая во тьме". Это само по себе событие. Но подлинную значимость ему придает то, что оно вписано в интернациональный контекст, созданный совместными усилиями Ларса фон Триера, датской кинокомпании "Центропа", фестивалей, критиков и прокатчиков разных стран.

Добавить в закладки
Под знаменем триеризма и догматизма

Триер с самого начала был концептуальным режиссером и мыслил не отдельными фильмами, а манифестами и проектами, отчасти даже – пиаровскими категориями. Первый манифест он написал еще в 1984 году по поводу своего фильма "Элемент преступления". К "Эпидемии" и "Европе" тоже были заготовлены манифесты, а вместе эти картины образовали первую – "мужскую" или "европейскую" – трилогию Триера. В оригинале все три названия начинаются с буквы E – как и слово Europa.
В "3-м Манифесте" Триер называет себя "мастурбатором серебряного экрана", алхимиком, творящим из целлулоида богоподобный мир, который никогда, однако, не будет равен божественному. На этом он в отчаянье порывает с традициями авторского кино "а ля Тарковский". Вторая – "женская" – трилогия Триера называется "Золотое сердце" и построена на фольклорных, сказочных и религиозных клише. В нее входят фильмы "Рассекая волны", "Идиоты" и "Танцующая во тьме". Одновременно "Идиоты" стали первым фильмом нашумевшей Догмы-95, приведшим к эпидемии "догматизма" во всем мире.
Мировая премьера "Танцующей" тоже была торжеством концепта. Вместо традиционной фестивальной заставки Триер заставил зал каннского фестивального Дворца сидеть в полной темноте и слушать увертюру. И хотя героиня фильма, чешская эмигрантка, "предпочла Голливуд Владивостоку" и стала верной поклонницей американских мюзиклов, сам Триер производит в своем фильме радикальную деконструкцию замшелого в своем консерватизме жанра.

На каннскую пресс-конференцию Триер пришел без Бьорк, с которой изрядно наконфликтовался за время работы. Режиссер, известный своими фобиями и чудачествами, столкнулся с еще более экстравагантной натурой, рядом с которой сам стал смотреться едва ли не правильным буржуа. Впрочем, не факт, что так оно на самом деле, а результат – "Золотая пальмовая ветвь" плюс Приз за лучшую женскую роль для Бьорк – позволяет даже фобии и скандалы вписать в талантливо проведенную пиаровскую кампанию. Которую по сути возглавила играющая в фильме "роль второго плана" Катрин Денев. Она целиком взяла на свои опытные дипломатические плечи каннскую пресс-конференцию, разъяснив французской пишущей братии, из какого сора растут кинематографические стихи Триера.
Большая прокатная история фильма начинается 22 сентября, когда показом "Танцующей" открывается кинофестиваль в Нью-Йорке. В этот же день картину Триера представляют прессе и VIP-гостям в московском "Ударнике" – и одновременно начинают прокатывать в крупных российских городах. Занимаются раскруткой картины на нашей территории агентство "Интерсинема-Арт" и кинокомпания "Кармен".
Синхронность выпуска и близость прокатной стратегии имеют принципиальное значение: они сигнализируют о торжестве идей "триеризма" во всем цивилизованном мире. Кстати, параллельно проводимый в Американском доме кино фестиваль фильмов Триера так и называется – "Триеризм". Как и во многих других странах, в России организована и проведена пресс-конференция с Триером по Интернету: каждый предварительно записавшийся мог задать вопрос режиссеру, а ответы прочитать – любой желающий.
Это не значит, конечно, что в России стали прокатывать арт-кино с таким же размахом, как в других странах. Во Франции, например, напечатано 300 копий "Танцующей", а у нас – только 20. Но и это совсем немало для страны, где количество хорошо оборудованных кинотеатров пока минимально. Кстати, для VIP-показа в "Ударнике" (и для будущих "настоящих киноманов") подготовлена оригинальная фильмокопия с русскими субтитрами. Для остальных просмотров будет использоваться дублированный вариант – за исключением песен Бьорк. Это довольно редкий случай: обычно дублируются только американские боевики. И хотя дубляж сильно искажает художественную ткань фильма, зато заметно повышает его прокатный потенциал. Ведь, как и в Америке, люди у нас не любят читать субтитры. Разница в том, что там английский язык – родной.
На Западе разночтения в связи с выпуском "Танцующей" возникли главным образом в вопросе об использовании для массового показа увертюры: например, владельцы видео наверняка примут черноту на экране при отлично звучащей музыке за брак записи.
Триер, как уже не раз бывало в прошлом, создает новые проблемы тем, кто распространяет его фильмы. Вместе с тем он провоцирует новые подходы к кинопоказу, который превращается из рутинного "проката" в увлекательный творческий процесс.

Текст: Андрей Плахов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?