В отличие от мира обычных голливудских лент, в мире многосерийных блокбастеров вторая серия нередко оказывается лучше первой. Ведь если создатели первого фильма из цикла только осваиваются в новой для себя художественной вселенной, то вторую картину они создают как опытная и сработавшаяся команда
Мировое кино подарило нам множество ярких и незабываемых фильмов, на которых мы выросли. В этой рубрике мы вспоминаем знаменитые картины 70-90-х годов и рассказываем о них все, что вы только хотели узнать.
В отличие от мира обычных голливудских лент, в мире многосерийных блокбастеров вторая серия нередко оказывается лучше первой. Ведь если создатели первого фильма из продолжительного цикла еще только осваиваются в новой для себя художественной вселенной, то вторую картину они создают уже как опытная и сработавшаяся команда, в которой каждый знает свой маневр. Так было в цикле «Звездные войны». Так было в цикле «Блейд». И так было в цикле «Люди Икс», когда в 2003-м, через три года после первой серии, студия Fox и режиссер Брайан Сингер выпустили вторую картину, которая так и называлась – «Люди Икс 2».
Хотя «Люди Икс» 2000 года отчасти были экспериментом и пробой пера, никто не сомневался в необходимости снять вторую серию, если первая окажется достаточно успешной. Комиксный мир «Людей Икс», придуманный на студии Marvel в 1963 году и почти непрерывно разрабатывавшийся на протяжении четырех десятилетий, кишмя кишел необычными персонажами и драматичными сюжетными линиями. Поэтому абсурдно было бы не попытаться создать на основе этого мира многолетний блокбастерный цикл, который бы ставил в центр повествования то одних, то других героев.
Как только стало известно, что первая картина собрала в мировом прокате почти 300 миллионов долларов при бюджете в 75 миллионов, режиссер Брайан Сингер после небольшого заслуженного отпуска приступил к поиску сюжетной линии для второй картины. Главным законом создания сиквелов Сингер считал известную голливудскую поговорку: «После успешного фильма зрители хотят кино, которое было бы одновременно похожим и другим». Поэтому постановщик не собирался в точности повторять «Людей Икс» с несколько большим бюджетом – то есть вновь сталкивать противоборствующие группы мутантов под началом Профессора Икс и Магнето. Вместо этого Сингер решил, что мутанты должны на время объединиться и сразиться с людьми – фанатиками, которые пытаются уничтожить всех, кто на них не похож.
Почему Сингер считал это наиболее подходящим развитием сюжета? Поэтому что в этом, на его взгляд, был заключен главный идейный парадокс цикла – «хорошие» мутанты защищают тех, кто их боится и презирает, а порой и пытается уничтожить. И если в первом фильме эта сюжетная линия была второстепенной, то в сиквеле она должна была выйти на авансцену. Режиссер, который ранее снял картину о неофашизме «Способный ученик», вновь хотел заклеймить бесчеловечных фанатиков, сражающихся за «чистоту человеческой расы». Ведь теперь он мог это сделать уже не в камерной малобюджетной ленте, а в эпическом фантастическом блокбастере.
Перебирая комиксные подвиги Людей Икс, Сингер остановился на графическом романе 1982 года «Бог любит, человек убивает», в котором противником персонажей был проповедник Уильям Страйкер – духовный лидер террористической организации, пытающейся «очистить» землю от мутантов. По ходу действия Страйкер похищал Профессора Икс и пытался использовать его ментальные суперспобности, чтобы найти и уничтожить всех «нелюдей». Чтобы вовремя остановить злодея и его приспешников, Люди Икс вынуждены были прибегнуть к помощи Магнето. Тот хоть и был противником Профессора, но не хотел погибнуть из-за собственной гордыни. Правда, союз мутантов оказывался временным, и после устранения Страйкера Профессор и Магнето вновь оказывались по разные стороны баррикад.
«Бог любит…» был как раз тем, что Сингер искал. Режиссера не устраивала лишь профессия Страйкера. Ни Сингер, ни студия не хотели раздувать на пустом месте религиозный конфликт и ссориться с теми, кто мог бы увидеть в Страйкере намек на себя и свои организации. Поэтому было решено превратить злодея в военного ученого, который вот уже много лет изучает мутантов и ищет способы их уничтожения или использования – разумеется, после контролирующего «зомбирования». Такой персонаж был одновременно более опасным для героев (он командовал подразделением спецназовцев, подготовленных к войне с мутантами) и более приемлемым для большинства зрителей. Понятно, за исключением настоящих военных исследователей, которые очень не любят, когда их путают с экранными «сумасшедшими учеными».
В течение года после начала работы над «Людьми Икс 2» сценарист первой картины Дэвид Хейтер и новый автор Зак Пенн, ранее приложивший руку к «Людям в черном» и «Маске Зорро», трудились над текстом новой ленты. Сперва они независимо друг от друга написали по сценарию, а затем соединили лучшие аспекты обоих произведений в единый текст.
Эта работа продолжалась вплоть до конца 2001 года, когда продюсеры и режиссер решили, что сценарий нуждается в доработке и свежем взгляде новых людей. Поэтому Пенн и Хейтер были от проекта отстранены, и сценарием занялись начинающие авторы Майкл Доэрти и Дэн Харрис. Из-за того, как была организована дальнейшая работа над «Людьми Икс 2», Доэрти и Харрис присутствовали на студии на всем протяжении съемок, постоянно дорабатывая текст в соответствии с новыми идеями постановщика, требованиями продюсеров и возможностями съемочной группы. Сингеру очень нравилось, что у него есть сценаристы на побегушках, всегда готовые облечь в реплики и сцены его идеи, а для Доэрти и Харриса это был неоценимый опыт. Ведь трудно придумывать фильмы, если не знаешь, как они снимаются.
Порой в таких случаях проект разваливается из-за того, что его постоянно переосмысляют и переделывают, но у «Людей Икс 2» была достаточно прочная сюжетная основа, ранее разработанная Пенном, Хейтером и Сингером. Вопрос был лишь в том, кто из героев будет участвовать в какой сцене, поскольку сюжетная линия позволяла довольно свободно переставлять многочисленных Людей Икс из эпизода в эпизод. Ведь если сюжет требует, например, чтобы персонажи вскрыли бронированную дверь, то они могут это сделать самыми разными способами – в зависимости от того, кого режиссер хочет увидеть в этом фрагменте.
Пока новые сценаристы переписывали «Людей Икс 2», Холли Берри получила «Оскар» за «Бал монстров». Это широко разрекламированное событие (первый «Оскар» за ведущую женскую роль, врученный темнокожей звезде!) нельзя было игнорировать, и роль Шторм, героини Берри, была существенно увеличена. Судя по всему, именно из-за этого Циклопу (Джеймс Марсден) в картине почти нечего делать, хотя было бы логично, если бы на время похищения Профессора Икс положительными героями командовал Циклоп. Но у Марсдена «Оскара» не было, и ему пришлось уступить коллеге большой кусок экранного времени. Вот почему для звезд блокбастеров очень важно периодически сниматься в потенциально оскароносных независимых драмах – статуэтка может быть полезна не только для украшения камина.
Так как в первую картину не попал «положительный» мутант Зверь (выдающийся ученый, который в своей мутантской форме выглядит как помесь человека с гориллой) и так как его медицинские познания были «переданы» Джин Грей, то этого персонажа было решено не включать в сиквел. В нем просто не было большой необходимости. Однако из-за отсутствия Зверя в первом фильме все положительные персонажи были красавцами и красавицами, а отрицательные герои выглядели куда менее привлекательно. Сингеру это противопоставление не нравилось, и он решил включить в сиквел в качестве положительного героя еще более «уродливого» персонажа, чем Зверь.
Так в сценарии появился немец Ночной Змей (он же Курт Вагнер) – глубоко религиозный мутант со способностью к телепортации, который внешне похож на синекожего демона. С другой стороны, Мистик, пособнице Магнето, было позволено ненадолго появиться в истинном облике игравшей ее актрисы и модели Ребекки Ромейн-Стамос (синекожая Мистик умеет перевоплощаться). Мистик превращалась в красотку, чтобы охмурить охранника и помочь Магнето сбежать из тюрьмы. В комиксах Мистик – мать Ночного Змея, но в фильме Сингер от этой связи отказался, чтобы не загромождать и без того сложное полотно «мексиканскими» семейными страстями. Тем не менее в картине есть сцена, в которой Мистик дает Змею почти что материнский совет.
Хотя в комиксах Профессор Икс управляет «Школой для одаренных подростков», эта школа часто показывается как очень маленькая организация избранных мутантов под командованием Профессора. Сингер еще во время работы над первым фильмом решил, что в его «Людях Икс» Чарльз Ксавьер возглавит полноценную школу-интернат с множеством учеников разного возраста и с взрослыми Людьми Икс в качестве педагогов. Сингер планировал, что в будущем персонажи-старшеклассники будут участвовать в действии наравне с Профессором, Росомахой, Циклопом, Джин Грей и Шторм как младшие члены организации «Люди Икс». Во второй картине он начал реализовывать этот план, и потому уже знакомые зрителям Роуг (Анна Пакуин) и Айсмен (Шон Эшмор) стали важными «героями действия», а не только объектами опеки.
После того как в картину удалось вернуть всех ведущих актеров, с которыми Сингер хотел продолжить работать, пришло время распределить новые роли. Режиссеру в свое время очень понравится американский актер Брайан Кокс в роли маньяка Ганнибала Лектера в «Охотнике на людей» (этот вышедший в 1986 году триллер Майкла Манна был куда менее популярен, чем позднейшее «Молчание ягнят» с Энтони Хопкинсом, но зато он обрел культовую славу). Поэтому Сингер нанял Кокса, который с годами стал еще представительнее, на роль полковника Страйкера. Изображавший Профессора Икс британский актер Патрик Стюарт был особенно этому рад, поскольку он давно дружил с Коксом, но никогда прежде не оказывался с ним в одном кадре.
Роль Ночного Змея получил шотландский актер Алан Камминг, ранее сыгравший русского злодея в «бондовской» ленте «Золотой глаз». Для Сингера имело значение не только то, что Камминг – колоритный исполнитель, владеющий немецким языком, но и то, что Камминг – открытый бисексуал. Сам будучи человеком нетрадиционной ориентации, режиссер отождествлял преследование мутантов с преследованием геев, и ему представлялось важным, чтобы самого странного из героев ленты сыграл «нестандартный» человек. К сожалению, изображение Змея требовало очень сложного и продолжительного грима, и потому после завершения «Людей Икс 2» Камминг отказался сниматься в третьей серии. Он счел, что второстепенная роль «живого телепорта» не стоит регулярных мучений в гримерном кресле. Кстати, заметьте, что сцена, в которой Айсмен признается родным, что у него есть мутантские способности, была смоделирована по образцу реальных и экранных признаний в гомосексуальности.
Хотя полковник Страйкер терпеть не может мутантов, он, как уже говорилось, «зомбирует» и использует некоторых из них в качестве рабов. Среди его подопечных – его собственный сын Джейсон, очень сильный телепат. Эту роль сыграл специалист по образам болезненно выглядящих персонажей Майкл Райд МакКей. Он известен по изображению одной из жертв маньяка в «Семи». Сингер знал МакКея, так как прежде задействовал его в «Способном ученике».
Также под контролем Страйкера находится Юрико – японская мутантка с теми же способностями, что у Росомахи. Именно Страйкер в свое время наделил Росомаху когтями из адамантия, но тогда герой смог вырваться на свободу. С Юрико же все было сделано как надо, и потому она в полном распоряжении злодея. Эту роль получила американская китаянка Келли Ху из «Царя скорпионов», которая в 1985 году стала первой в истории азиаткой, выигравшей конкурс красоты «Подростковая мисс США». Ху пришлось довольствоваться ролью со всего одной репликой. Зато у нее была довольно-таки продолжительная боевая сцена с Росомахой, который, попадая в подземную лабораторию Страйкера, вспоминает часть своего прошлого (напомним, что герой в цикле страдает амнезией).
В комиксах среди врагов Людей часто оказывается Пиро – мутант, способный управлять огнем. В фильме он появляется как ровесник и однокашник Роуг и Айсмена, который по ходу действия переходит на сторону Магнето и, так сказать, «записывается в злодеи». На эту роль был нанят Аарон Стэнфорд, ныне играющий в сериале «12 обезьян». Сингер привлек его к проекту, потому что Стэнфорд ему очень понравился в романтической комедии «Ловелас».
Еще в картине снялся двухметровый канадец Дэниел Кадмор, которому досталась небольшая, но выразительная роль мутанта Колосса, умеющего превращать свое тело в металл и с легкостью пробивать стены. Колосс – русский герой, которого на самом деле зовут Петр Распутин, но Сингер попросил Кадмора, чтобы тот не пытался изобразить русский акцент. Постановщик не хотел чрезмерно заострять внимание зрителей на второстепенном персонаже. Сам Сингер снялся в эпизоде, изобразив охранника в тюрьме, где власти держат Магнето.
В картине планировалось показать больше мутантов – как в эпизодах, так и во второстепенных ролях, – но целый ряд персонажей был вырезан из сценария из-за ограниченности времени и бюджета. Хотя на «Людей Икс 2» было выделено уже не 75 миллионов, а 110 миллионов долларов, размах и сложность ленты все равно требовали рачительной экономии. Именно поэтому в фильм вновь не попал зал, в котором Люди Икс отрабатывают свои способности. Хотя соответствующая декорация была построена, включить ее в фильм и дополнить компьютерными спецэффектами оказалось непозволительно дорого. Кроме того, зачем показывать, как мутанты тренируются, если можно просто показать их в бою?
Первые «Люди Икс» снимались в Торонто, и по соображениям экономии вторая лента тоже создавалась в Канаде. Однако для «Людей Икс 2» доступные в Торонто павильоны были слишком малы, и потому съемки были организованы в Ванкувере, преимущественно на студии Vancouver Film Studios. Ее производственный комплекс в то время считался самым крупным в Северной Америке за пределами Голливуда. Как и в первом фильме, некоторые сцены были сняты в реальных зданиях (например, часть сцен с Ночным Змеем сняли в реальной церкви), но все же в основном актеры работали в декорациях. Даже огромный Музей эволюции, который герои посещают в начале картины, был создан «с нуля», потому что в Ванкувере не нашлось подходящей по сюжету экспозиции. Статуи и муляжи для «музея» были собраны декораторами со всего света, и среди них было несколько копий подлинных скелетов динозавров.
Если художником-постановщиком первой ленты был Джон Майр, будущий лауреат «Оскара» за «Чикаго» и «Дневники гейши», то художественной постановкой сиквела занимался британский дебютант Гай Хендрикс Дьяс, ранее работавший как иллюстратор и помощник арт-директора над фильмами вроде «Клетки», «Дикого, дикого Веста» и «Планеты обезьян» Тима Бертона. В дальнейшем Дьяс был номинирован на «Оскар» за декорации «Начала» Кристофера Нолана.
Работы у него было невпроворот, поскольку для «Людей Икс 2» нужно было придумать и построить 64 декорации – в несколько раз больше, чем для первого фильма. И сами декорации зачастую были сложнее, чем в первых «Людях Икс». Кое-что можно было вытащить из запасников или воспроизвести по уже готовым чертежам и планам Майра, но все же новые для цикла места в картине доминировали. Построить пришлось даже декорацию президентского Овального кабинета в Белом доме. В Голливуде эту декорацию можно было бы позаимствовать у коллег, но в Канаде в то время никто Овальный кабинет не снимал.
Разумеется, многое в картине было создано с помощью компьютерных эффектов, которых во второй ленте было почти в два раза больше, чем в первой. Даже пена в кружке с пивом в одной из сцен была нарисована компьютерщиками, поскольку только так можно было добиться ее стабильности и одинаковости во всех дублях. Однако практических эффектов в фильме тоже было предостаточно.
Так, огромная дамба, которую в кульминации картины прорывает, была огромной «миниатюрой» (чем модель больше, тем детальнее и убедительнее ее можно сделать) почти 8 метров в высоту, и сцены прорыва снимались по старинке, как в Голливуде 1970-х. А когда запечатлевалась огненная стычка Пиро с полицейскими, то оператор-постановщик Томас Ньютон Сигел чуть не погиб из-за того, что пиротехника сработала не совсем так, как предполагалось. Самой настоящей была и стена льда, которую воздвигает Айсмен, защищаясь от солдат Страйкера. То есть создание стены было, разумеется, компьютерным эффектом, а вот ощупывание злодеями стены и ее подрыв были «реальными» трюками с настоящим куском льда.
Картина снималась с июня по ноябрь 2002 года. Ближе к концу съемочного периода были запланированы съемки в горах природного парка Кананаскис в провинции Альберта, и все канадцы уверяли режиссера, что к тому времени в парке будет полно снега. Но природа не захотела подыгрывать Сингеру, и осень выдалась бесснежной. Так что пришлось использовать искусственный снег и снимать некоторые фрагменты на студии, куда снег не нужно было везти издалека.
В середине съемок фильма Сингер решил, что Джин Грей должна героически погибнуть в финале, чтобы подготовить почву для воскрешения героини во втором сиквеле (перерождение Джин Грей – один из ключевых сюжетов комиксов о Людях Икс). Когда игравшая героиню Фамке Янссен одобрила этот план, режиссер постарался удержать его в глубокой тайне. В официально распространявшихся сценариях картина заканчивалась спасением Джин Грей, и правду знали лишь те, кто непосредственно участвовал в съемках и разрабатывал спецэффекты.
После продолжительного постпродакшена «Люди Икс 2» вышли в прокат 2 мая 2003 года. Из картины пришлось вырезать несколько «боевых» кадров с металлическими когтями Росомахи, вонзающимися в тела людей, которые были сочтены слишком жестокими для «подросткового» рейтинга PG-13. За редким исключением, критики были лентой довольны, и зрители также очень высоко оценили постановку. Если первый фильм собрал почти 300 миллионов долларов, то вторая картина при бюджете в 110 миллионов дотянула до 408 миллионов долларов. Это было существенное достижение – пусть и далеко не столь впечатляющее, как 822 миллиона долларов, которые годом ранее заработал «Человек-паук» Сэма Рейми. В любом случае ясно, было, что блокбастерные экранизации комиксов Marvel в Голливуде всерьез и надолго.
Сейчас драматичных, захватывающих и эффектных «Людей Икс 2» нередко называют лучшим фильмом в цикле, который в настоящее время насчитывает девять картин (считая связанного с ними «Дедпула»). Впрочем, преданные поклонники есть и у поздних лент «Люди Икс: Первый класс» и «Люди Икс: Дни минувшего будущего». А вот вышедший через три года после «Людей Икс 2» фильм «Люди Икс: Последняя битва», который вместо ушедшего снимать «Возвращение Супермена» Сингера поставил Бретт Рэтнер, многие считают худшим в эпопее.
Конечно, обидно, что «Люди Икс 2» не были продолжены с тем же блеском, с каким были сняты. Но ведь известно, что третья картина часто оказывается худшей в цикле. В недавней картине «Люди Икс: Апокалипсис» по этому поводу даже есть шутка. Хотя, конечно, не очень культурно, что вернувшийся в цикл Сингер шутит по поводу чужого, а не своего кино о Людях Икс. Но когда комиксный Голливуд был особенно культурным? Мы его любим отнюдь не за это…