Бездарная «женская» французская мелодрама по мотивам столь же слабого французского бестселлера
Жозефина (Жюли Депардье) и Ирис (Эммануэль Беар) – родные сестры и полные противоположности. Ирис – эффектная бездельница, которая транжирит деньги мужа-адвоката, а Жозефина – незаметная трудяга, которая изучает Средневековье, зарабатывает переводами и растит двух дочерей, пока ее бывший супруг с молодой любовницей пытается открыть в Африке крокодиловую ферму. Однажды во время званого обеда гости начинают хвастаться своими достижениями, и терзающаяся комплексом неполноценности Ирис ляпает, что пишет роман о средневековой Франции. Присутствующий за столом издатель тут же берет ее в оборот, и женщина, не сумев написать ни строчки, убеждает сестру стать «литературным негром».
«Желтоглазые крокодилы» – не тот случай, когда неудачная экранизация испортила достойную книгу. Одноименный роман Картин Панколь – та еще вонючка, нелепая, мелочная и затянутая, которая погребла перспективную идею под ворохом словесного и сюжетного мусора. «Крокодилы» бледно смотрятся даже рядом с плоскими женскими романами, которые сводятся к тому, что невзрачная героиня находит видного мужа, потому что такие повествования обычно сфокусированы на центральных персонажах, и это создает какой-никакой драйв. Панколь же мнит себя Львом Толстым, и «Крокодилы» пытаются жонглировать толпой героев и кучей едва соприкасающихся сюжетных линий. Хотя на читательскую симпатию из всех персонажей может рассчитывать только Жозефина, и жизнеописание, например, ее отчима и ее бывшего мужа – пустая трата бумаги. Которая истончает и замедляет и без того не слишком динамичное и не особенно богатое событиями основное повествование об отношениях двух сестер с миром и друг с другом.
Тем не менее «Крокодилы» ухитрились стать французским бестселлером, и Сесиль Телерман сняла их экранизацию, которая не только унаследовала, но и усугубила недостатки оригинала. Ведь фильм сильнее, чем роман, страдает от переключений на лишние сюжетные линии, так как зрители (если только они не смотрят картину на видео) не могут нажать кнопку перемотки, а читатели всегда могут перелистнуть ненужные страницы. Решительный и талантливый экранизатор использовал бы это обстоятельство как повод для того, чтобы забыть обо всех героях, кто почти не соприкасается с жизнью Жозефины (свою мать и отчима героиня встречает лишь однажды на всем протяжении картины!). Но Телерман не хватило то ли смелости, то ли понимания материала, и она с занудной дотошностью воспроизвела всю примитивную «интригу» вокруг матери героини, отчима и его молодой любовницы, в которой все персонажи ведут себя так грязно, что после столкновения с ними хочется залезть в душ и помыться. Та же история с прочими второстепенными персонажами и с крокодилами, давшими роману название. Единственный сюжет из всех, который имеет право быть на экране, – это сюжет об Ирис, Жозефине, дочери Жозефины Ортанс (которая по подростковой глупости презирает мать и восхищается тетей)… И еще о паре-тройке существенных для этой повествовательной линии героев.
К сожалению, из-за того что лента вечно отвлекается на ерунду, основной сюжет оказывается недоразвитым и недоделанным. Так, Телерман уделяет почти все время Ирис и Жозефине (и Депардье с Беар очень убедительны и выразительны в своих ролях), но в финале обнаруживается, что центральной героиней должна была быть Ортанс, потому что это ее действия определяют кульминационный сюжетный поворот и это она на протяжении «Крокодилов» проходит самый длинный духовный путь. Но поскольку весь фильм девушку оттесняют на второй и даже третий план, то этот «сюрприз» предстает не естественным развитием предыдущих событий, а «богом из машины», верным признаком драматургической некомпетентности. Впрочем, «Крокодилов» не нужно досматривать до конца, чтобы осознать некомпетентность их создателей. Она становится очевидной уже тогда, когда осознаешь, что фильм чуть ли не час добирается до сюжетной завязки – предложения написать роман. Непростительное преступление!