
Крайне актуальный для отечественных реалий фильм о приезжих по-французски обаятелен и смешон. Легкие огрехи режиссера-дебютантки только добавляют картине мимимишности
Марокканка Майя с детских лет живет в Париже, здесь ее друзья, здесь она нашла себя, здесь девушка прошла путь от юной стажерки до ведущего дизайнера престижного модного дома. На свою беду накануне важного показа, на котором должно решиться профессиональное будущее девушки, Майя попадает под прицел миграционной полиции – оказывается, ее виза давно просрочена, даму выпроваживают домой. А дома ждет скромная хижина в деревушке туарегов, отсутствие всяческих модных клубов и бутиков, да и работа мечты уплывает из рук. Майя должна вернуться в Париж во что бы то ни стало…
Экспансия французского кино на российскую землю не ослабевает уже второй год. Можно лишь позавидовать работоспособности французских кинематографистов и их изобретательности, ведь французских фильмов у нас выходит едва ли не больше, чем отечественных, причем уровень Франция держит весьма приличный. Только покажется, что вот и попался наконец слабак, как фильм преображается и оказывается совсем не тем, чего от него ждешь.
«Париж» в полной мере демонстрирует не двойное, а десятерное дно – от него ждешь банального развития событий, но он, фигурно выписывая вензеля, прыгает от шаблона к шаблону, ни за один не ухватываясь надолго. Вот на втором плане среди парижских красоток модельной внешности появляется толстушка-стажерка, и кажется, что сейчас нам покажут очередную историю Золушки. Но ничего подобного, подразнили и забыли. Вот хозяин модного дома объявляет открытый конкурс между двумя претендентками на место ведущего модельера, и кажется, что вот сейчас начнется соперничество между двумя молодыми стервами за расположение босса. Ан нет, фильм выруливает в противоположную сторону. Вот главной героине грозит депортация, и лучшим способом остаться в Европе для нее является брак с французом, но ее адвокат-воздыхатель не желает играть в «Предложение», как Сандра Буллок и Райан Рейнольдс. Он отказывается, и картина снова круто сворачивает на другую автостраду.
Но это лишь поверхностный взгляд на фильм, а ведь есть в нем и более драматическая подоплека. «Париж любой ценой» – это еще и очень актуальный фильм о судьбе мигрантов. Актуальный как для Франции, так и для России. Главная героиня фильма – та самая понаехавшая в «нерезиновый» Париж из бесперспективной, депрессивной, не отвечающей современным требованиям молодых людей ближней для Франции заграницы. За много лет Майя стала настоящей парижанкой, и тем труднее дается ей возвращение к корням.
К радости зрителей, создатели фильма не стали загружать историю банальными нравоучениями о том, что «в гостях хорошо, а дома лучше», что «где родился, там и пригодился» и тому подобными отговорками лентяев, в век мобильности, социальных сетей, свободного передвижения по миру забивать этим голову зрителя неразумно. Реим Керичи, режиссер, сценарист и исполнительница главной роли по совместительству, и не стала этого делать. Она выступает гораздо аккуратнее – мол, да, мы приезжие, но мы не такие уж и плохие, мы получше некоторых коренных французов и уж совершенно точно не испортим Париж. А дом в Марокко? Ну, он хорош в качестве места жительства бабушек и родителей, а молодым туда стоит заглядывать лишь в отпуске.
Эти мысли, как и вообще все происходящее на экране, очень интересно примерять на российскую действительность, представляя на месте Майи какую-нибудь условную узбечку Зульфию. Фильм в таком приближении приобретает совершенно другой объем. Наш кинематограф пока не настолько смел, у нас хоть таджик-дворник и подсказывает президенту правильные слова новогоднего обращения в «Елках», но до главного героя комедии с неслабым национальным колоритом еще не дорос.
У французов же это легкая беседа о «чужих среди своих и своих среди чужих» проходит весьма спокойно, с юмором, с выдумкой. Тридцатилетней Керичи, дебютировавшей в режиссуре, простительна чуть неровная история, изобилующая лишними персонажами, легкая аморальность (героиня добивается возвращения во Францию, серьезно преступая закон) и девичья легкомысленность во многих эпизодах. Но как высказывание на сложную тему отцов и детей, коренных и приезжих, городских и деревенских ее картина выглядит довольно внушительно. Она рассказана понятным молодежи языком, и это ее главное достоинство наряду с тем простым фактом, что картина еще и по-хорошему смешная.