Впечатляющий психологический детектив о жизни американских индейцев, подпорченный скомканной концовкой
Профессиональный охотник Кори (Джереми Реннер) находит неподалеку от индейской резервации «Ветреная река» труп местной девушки, бывшей подруги своей погибшей дочери. Покойная скончалась от переохлаждения, но перед смертью она была жестоко изнасилована, и индейская полиция определяет, что девушка умерла, потому что полуголой по снегу убегала от насильника. Это достаточно серьезное преступление для обращения к ФБР, но так как речь не идет о «прямом» убийстве, то бюро присылает лишь малоопытную сотрудницу Джейн (Элизабет Олсен), которая мало чем может помочь. Женщина быстро осознает, что не справится без помощи Кори, отлично знающего резервацию и окрестные леса и горы.
Вторая полнометражная режиссерская работа Тейлора Шеридана, телевизионного актера и сценариста триллеров «Убийца» и «Любой ценой», начинается очень сильно. Картина мрачными красками рисует депрессивную жизнь в гористой глубинке, куда колонисты некогда загнали индейцев. Теперь местные парни сидят на наркотиках и грезят о мести «бледнолицым», местные девушки ищут белых кавалеров, которые бы увезли их подальше от родных мест, а смирившиеся взрослые тянут свою лямку изо дня в день и печально философствуют о страдании. В свою очередь, немногочисленные белые вроде Кори балансируют на грани между мирами. Для индейцев они уже почти свои, но лишь в тех случаях, если у них есть индейская родня (Кори был женат на индианке, и у него дети-полукровки).
Действие «Ветреной реки» развивается неспешно, но захватывающе. Фильм не рвется к цели, а позволяет вслушаться в разговоры героев, всмотреться в их существование, насладиться суровой красотой природы… Лента рисует выпуклые психологические портреты, обращает внимание зрителей на позорные юридические нюансы отношений белых и «красных» американцев, и кажется, что картина заслуживает очень высокой оценки и настоятельной рекомендации – как минимум для всех поклонников вдумчивых и художественно выверенных детективов.
Однако через полтора часа после начала «Ветреная река» вспоминает, что у нее нет еще полутора часов для завершения расследования в том же ритме, в каком оно проходило до этого момента. Так что картина ни с того, ни с сего выдает флешбэк с объяснением, что случилось с несчастной жертвой, а затем быстро закругляется, показывая сперва кровавую перестрелку, а затем жесткий эпилог.
Это шокирует, и не в хорошем, а в плохом смысле, потому что такой «неожиданный финал» становится предательством всего, что в «Ветреной реке» было ранее достигнуто. Вдумчивое психологическое расследование вдруг превращается в прямолинейный боевик-агитку о том, как нехорошо обижать индейских женщин. При этом картина почему-то завершается имеющем мало отношения к произошедшему политическим титром, а не, например, кошмарной статистикой по изнасилованию индианок и наказанию белых преступников (такие дела редко доходят до суда, даже если злодей известен). Если уж взялся агитировать на эту тему, то иди до конца и бей наотмашь!
К счастью, эти неприятные кульбиты не перечеркивают мощь предшествующих сцен и не портят впечатление от отличной игры Джереми Реннера в прочувствованном образе «настоящего мужика» и от харизмы окружающих его актеров-индейцев – прежде всего Грэма Грина (сериалы «Лонгмайр» и «Вызов») и Джила Бирмингема («Сумерки»). Элизабет Олсен тоже смотрится достойно, но ее роль куда менее значима, чем может показаться в завязке фильма. В сущности, Джейн в картине лишь для того, чтобы подчеркнуть, как мало федеральные власти делают для индейцев из глубинки. Человеческое сочувствие – дело хорошее, но его ой как недостаточно!
С 3 августа в кино.