Выходит "Район №9" -- независимая научная фантастика про жучков-инопланетян, застрявших в лагере для беженцев, новое слово в вопросе контакта с инопланетным разумом.
Над Йоханнесбургом – проблемным южноафриканским мегаполисом, пожинающим ядовитые плоды апартеида и называемым местными жителями просто Йобург, включив аварийку, зависает НЛО. По форме и размерам объект напоминает нефтеперерабатывающий комбинат, забитый под завязку гастарбайтерами – проворными, неприятными на вид пришельцами, смахивающими на продукт перекрестного опыления игроков регби, наряженных в костюм креветки, и скарабеев-зомби. Терпящих бедствие жуков согнали в лагерь для перемещенных лиц – "Район № 9", который через двадцать лет совсем не мирного сосуществования с хомосапиенсами всех цветов кожи выродился в нечто среднее между Черкизоном, сектором Газа и сталкерской зоной, контроллируемой нигерийской мафией.
Интрига фильма, собственно говоря, раскручивается в полном соответствии с этими аналогиями. С одной стороны к району № 9 тянут ручки власти, мечтающие выселить всех инопланетян в район № 10 – совсем уже концлагерь, обнесенный колючей проволокой. С другой – правозащитники, логично переключившиеся с прав человека на права жучков. С третьей – спецслужбы, которым свалился на голову большой кусок инопланетной технологии, но бестолку, потому что в человеческих руках могучие дивайсы упорно не работают. Между означенными авторитетами и мечется колобком главный герой – чиновник, ответственный за массовое выселение жуков, но сам мутирующий в жука под воздействием какой-то гадости, которую пришельцы двадцать лет собирали по каплям на своей помойке, чтобы заправить в НЛО и улететь обратно.
Первой безусловной заслугой авторов "Района №9" стала давно назревшая перезагрузка такого изрядно амортизированного зрелища как "контакт человечества с внеземным разумом". Последние лет тридцать означенный контакт развивается – с теми или иными вариациями – либо по "доброй" спилберговской схеме "Контактов третьей степени", либо "злой" – "Чужих" До Нилла Бломкампа никто не додумался преподнести его таким изматывающим, безрезультатным и, главное, разочаровавшим обе стороны занятием. Второй заслугой Бломкампа стало адекватно преподнесенное в "Районе №9" торжество исторической справедливости, потому что за неприятными жучками-беженцами, организовавшими в ЮАР новую гуманитарную катастрофу, скрываются те самые насекомые, которых давили сапогами в рамках операции по принуждению к миру верхувенские "Воины звездолетов".
Что касается других достижений этого дебюта, то они показались нам довольно скромными. В отличие от «Монстро» /Cloverfield/ (2008), выдержанного в технике ютьюба от первого кадра до последнего, "Район №9" представляет собой мешанину из псевдорепортажных кадров и явно постановочных, что мешает принимать творящуюся в кадре небывальщину близко к сердцу. А это для фантастики новой формации, которую снимают за три рубля, то есть смешные тридцать миллионов долларов независимые от больших студий режиссеры, ужас как необходимо. Питер Джексон, продюсировавший "Район №9" из своего кармана, как раз-таки добился эффекта сопричастности в своем научно-фантастическом дебюте "В плохом вкусе", где у пришельца вываливался из головы мозг, а он рукой заправлял его обратно. Почему не получается сострадать чиновнику, у которого вместо руки выросла клешня – абсолютно ясно.
Правда, в случае с "Районом №9" этот вопрос имеет больше отношения к реальности, в которой мы все живем, а не к фантастике, которой озабочено искусство.