Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Друзья»

Мрачноватая французская трагикомедия о двух богемных «лузерах», которые заводят отношения с мелкой уголовницей

Добавить в закладки
Прогулка с придурками

Трейлер

Продавщица пирожков Мона (Гольшифте Фарахани) – тюремная заключенная, которой днем позволяется работать. Она привлекает внимание застенчивого и ранимого актера массовки Клемана (Венсан Макень), и тот никак не может понять, почему женщина, которая поначалу благосклонно принимает его ухаживания, вдруг замыкается и требует, чтобы Клеман никогда больше к ней не подходил. Актер обращается за советом к своему другу-ловеласу Абелю (Луи Гаррель), и тот убеждает Клемана, что ему нужно с большим напором преследовать Мону. Когда женщина после работы садится на поезд, чтобы вернуться в тюрьму, парни выволакивают ее из вагона и требуют объяснений. Поскольку невозвращение в назначенное время рассматривается как побег, Мона сперва расстраивается, а затем решает, что семь бед – один ответ, и проводит следующие два дня в обществе Клемана и Абеля.

Кадр из фильма "Друзья"

Рассказ о новой французской артхаусной трагикомедии стоит начать с того, что ее заглавие неточно переведено. В оригинале дебютная режиссерская работа актера Луи Гарреля называется «Два друга», и это существенное уточнение. В то время как русское название ленты заставляет заподозрить, что картина рассказывает о трех главных героях, французское заглавие не оставляет сомнений, что фильм преимущественно посвящен Клеману и Абелю, а Мона лишь сбоку припека.

Кадр из фильма "Друзья"

Гольшифте Фарахани не может вернуться в Иран с тех пор, как сфотографировалась обнаженной для журнала Madame Figaro

Действительно, хотя «Друзья» начинаются со сцены в тюремном душе и хотя картину можно назвать актерским бенефисом перебравшейся во Францию иранской звезды Гольшифте Фарахани, которая демонстрирует все грани своего таланта, от готовности обнажаться до умения танцевать, Мона в фильме предстает женщиной-загадкой. Трудно даже сказать, какие чувства она испытывает по отношению к Клеману и Абелю. Возможно, искренние, а возможно, она просто использует подвернувшихся под руку мужчин для своих не до конца понятных целей. Или и то и другое одновременно. Можно написать трактат о женской логике, полностью посвященный поведению Моны, и все равно останется ощущение недосказанности. Показательно, что лента умалчивает о том, за что Мона сидит в тюрьме. Согласитесь, это существенно для понимания ее поступков.

Кадр из фильма "Друзья"

Сюжет картины вдохновлен классической пьесой «Капризы Марианны» французского драматурга XIX века Альфреда де Мюссе

Но что раздражает в главной героине психологического кино, то естественно для персонажа-«катализатора». Роль Моны в сюжете не в том, чтобы зрители могли проникнуть в тайны женской души, а в том, чтобы вывести на поверхность и заострить внутренние противоречия в отношениях Клемана и Абеля. И потому, в полном соответствии с французским заглавием, лента рассказывает не о любовном треугольнике, который складывается по ходу событий, а о том, что этот треугольник, как прожектор, высвечивает в душах персонажей Макеня и Гарреля.

Кадр из фильма "Друзья"

В западном феминистском лексиконе есть понятие «токсичная маскулинность». Его часто используют безо всякого веского повода, как огульное обвинение, и потому его истинный смысл давно стерся, но к описанию Клемана и Абеля эти слова подходят как нельзя лучше и безо всяких преувеличений. Запускающая сюжет безобразная сцена в поезде и некоторые другие последующие и предшествующие поступки главных героев однозначно сигнализируют, что оба парня – чудаки на букву «м», что развитие остановилась на детсадовском уровне («Моя игрушка! Моя!»).

Кадр из фильма "Друзья"

Характерно, что Абель, которому уже за 30, встречается со старшеклассницей. И он, наверно, даже ей кажется взрослым ребенком. Нулевой самоконтроль, зашкаливающий эгоизм, тотальная неспособность следовать «мужскому кодексу» (первое правило – не приставать к девушке, на которую положил глаз друг)… Даже Клеман осознает, что его приятель – тот еще фрукт, в дружбе с которым мало приятного. Единственное достоинство Абеля – его внешняя привлекательность, притягивающая женщин с низкими стандартами. Но Клеман завидует другу, потому что не может похвастаться и этим. Кроме того, Абель порой его опекает и вызывает «скорую», когда это становится необходимо.

Кадр из фильма "Друзья"

Трудно сказать, кто из героев более жалок, но, пожалуй, Клеман все же обходит Абеля на последнем повороте. Он чуть более вменяем в отношениях с людьми и менее склонен к насилию, но зато он страдает от зашкаливающе низкой самооценки, а его душевной слабости и неприспособленности к жизни могли бы позавидовать кисейные барышни. Неудивительно, что он работает в массовке – возможность играть то билетного контролера, то бунтовщика в Париже 1968 года хоть немного, но защищает его от «сурового окружающего мира». Где, о ужас, девушки иногда отказывают, а друзья иногда предают. Ему не откажешь в обаянии, но это обаяние брошенного на улице щеночка, который скулит и чуть не плачет от страха.

Кадр из фильма "Друзья"

И вот с этими двумя великовозрастными «лузерами» картина предлагает провести полтора экранных часа. Забавны ли они? Бесспорно, особенно незадачливый Клеман, порой на ровном месте попадающий впросак. Смешны ли они? Нет – «Друзья» не чистая комедия, и юмор в ней лишь подслащает горькую пилюлю наблюдений за тем, как Абель и Клеман плохо друг на друга влияют, но не могут друг от друга отказаться. Их дружба – как сивуха для алкоголика: «Ничего хорошего, но я без нее не могу!» Лишь в обществе друг друга они кажутся себе «настоящими мужиками», и именно поэтому Мона оказывается угрозой для их отношений – она дарит каждому из них порознь чувство, которое они прежде испытывали лишь вместе. И это помогает им если не отделаться друг от друга, то по крайней мере трезво взглянуть на свою жизнь. Впрочем, фильм дарит лишь робкую надежду на то, что в их существовании что-то значительно изменится.

Как видите, на «Друзей» не стоит идти, если вы хотите посмотреть нежное и трогательное малобюджетное романтическое кино в духе нашей «Прогулки» или американской «Перед рассветом». Фильм Гарреля сходно устроен, но по сути своей это куда более мрачное кино с куда менее приятными персонажами. И хотя в нем есть и трогательные, и романтические, и веселые моменты, его главная тема – не молодая любовь, а неадекватность современных мужчин и токсичность их дружбы. И эту неприятную тему «Друзья» раскрывают на все 100%.

С 24 марта в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?