Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Мой друг Ефим Гугнин

Прокатывай — не хочу: как пандемия могла помочь российскому кино

Пока голливудские блокбастеры в очередной раз переносят, размышляем на тему того, как пандемия изменила российский прокат.

Добавить в закладки
Прокатывай — не хочу: как пандемия могла помочь российскому кино

2021 год наступил, но (вопреки ожиданиям всех, кто верил в чудодейственную силу чисел) проблемы 2020-го от нас никуда не делись. Мировой кинопрокат всё ещё переживает сложнейшие времена: прямо сейчас «Чудо-женщина 1984» с грохотом проваливается в США — гибридная система проката (то есть кино + стриминг HBO Max) себя явно не оправдала. Чтобы фильму окупиться, ему надо либо собрать ещё несколько сотен миллион долларов, что маловероятно. Либо, что ещё маловероятнее, привлечь на сервис Warner Bros. порядка десяти миллионов новых пользователей.

На фоне провала «Чудо-женщины» другие студии, судя по всему, собираются вновь двигать свои фильмы. Уже пошли слухи об очередном переносе «Не время умирать» и «Чёрной вдовы», к King‘s Man приглядываются стриминги. 2020 год в кинотеатрах ознаменовался практическим отсутствием блокбастеров, и по первым признакам кажется, что в 2021-м ситуация не изменится. Ведь пандемия не собирается отступать, а ситуация с количеством заболевших с прошлого года стала только хуже.

Рэйф Файнс в роли герцога Оксфордского на кадре из фильма «The King's Man: Начало»

Рэйф Файнс в роли герцога Оксфордского на кадре из фильма «The King's Man: Начало»

Как это всё влияет на кинотеатры — тема, обмусоленная примерно всеми, кем можно. Сейчас индустрия находится в состоянии вечного порочного круга: большие студии не прокатывают блокбастеры в кино, потому что боятся не привлечь достаточно зрителей из-за жёстких карантинных мер, и постоянно откладывают премьеры. Но непонятно, что в освободившееся время показывать открытым кинотеатрам: на инди-кино много не заработаешь. В идеальном мире отсутствие блокбастеров открыло бы дорогу среднебюджетным фильмам, которые в последние годы были полностью вытеснены тентполами, — но они уже слишком прочно обосновалось на стримингах, чтобы возвращаться на большие экраны.

Но ещё интереснее ситуация в России. У нас карантинные меры далеко не такие жёсткие, как в США, и, судя по колоссальным новогодним сборам «Последнего богатыря» или внезапному успеху «Непосредственно Кахи», слабо влияют на количество зрителей. То есть люди у нас стали меньше ходить в кино не из-за боязни заразиться, а потому что там ничего стоящего не крутят — но как только что-то всё же показывают, они возвращаются в залы с прежним энтузиазмом.

Артем Карокозян в роли Кахи на кадре из фильма «Непосредственно Каха»

Артем Карокозян в роли Кахи на кадре из фильма «Непосредственно Каха»

«Карантин сильно ударил по индустрии развлечений в целом — не только по кинотеатрам, которые приостановили свою работу полностью лишь на время строгих мер по борьбе с пандемией и снова работают. Все постепенно восстанавливается. Думаю, ничего не исчезнет: люди продолжат выбирать зрелищность, объемный звук, атмосферу — и ходить в кино, на концерты и в театр».
— Иван Яковенко, генеральный продюсер продакшена Bosfor Pictures

Александр Кузнецов в роли Матвея на кадре из фильма «Папа, сдохни»

Александр Кузнецов в роли Матвея на кадре из фильма «Папа, сдохни»

Опять же, если возвращаться к тезису про «идеальный мир», сейчас для наших прокатчиков самое время учиться продвигать российское кино, чтобы не быть такими зависимыми от Голливуда. Потому что часто отечественные фильмы проваливаются в прокате не из-за низкого качества, а потому что их не умеют и не хотят нормально прокатывать. Как это было с «Папа, сдохни»: фильм с отличной критикой и очень «зрительским» жанром криминальной комедии не окупил даже половины своего бюджета. Зато потом через фестивали добрался до США, получил 97% на Rotten Tomatoes и не раз попадал в зарубежные списки лучших жанровых картин 2019-го.

Выходит, что в России авторы убегают на стриминги не из-за пандемии, а потому что наша киноиндустрия до сих пор не умеет продвигать отечественное кино — кроме как протекционистски убирать западные премьеры с праздников. Большинство даже более-менее популярных картин у нас не окупаются, и на интернет-площадках им куда проще оказаться замеченными.

«Фильм «Спутник», например, вышел в итоге на стриминговых платформах. По словам авторов, на большие сборы в кинотеатрах «Спутник» и не претендовал. Мне кажется, онлайн-релиз дал возможность фильму собрать большую аудиторию, в том числе и западную, а рейтинги ленты в том же США оказались достаточно высокими даже без выхода в прокат».
— Иван Яковенко, генеральный продюсер продакшена Bosfor Pictures

Оксана Акиньшина в роли Татьяны Климовой на кадре из фильма «Спутник»

Оксана Акиньшина в роли Татьяны Климовой на кадре из фильма «Спутник»

Это обидно, ведь в перспективе кучу российских фильмов, которые хорошо смотрелись бы на большом экране (как тот же «Спутник»), будет проще прокатывать онлайн — ведь сегмент российского жанрового кино не пользуется большим спросом в прокате. И в реалиях нашей индустрии у авторов нет возможности возмущаться и ратовать за кинотеатры, ведь, мол, только там можно получить полноценный опыт просмотра фильма. У них другая забота — чтобы их фильм вообще кто-то увидел. А этого, к сожалению, проще добиться на стримингах, если ты не потакаешь истеблишменту и снимаешь не приуроченное к праздникам кино.

«Грань между онлайн-платформами и кинотеатрами в режиссуре стирается постепенно. Главное — хорошее кино делать».
— Иван Яковенко, генеральный продюсер продакшена Bosfor Pictures

Пандемия могла бы подвигнуть нашу индустрию двинуться куда-то в сторону Южной Кореи — где местные картины далеко не голливудских бюджетов вполне справляются с тем, чтобы поддерживать жизнь проката. Или, если смотреть ближе, в сторону регионального якутского кино, которое выживает чуть ли не целиком на фильмах собственного производства. Вместо этого наша индустрия двигается на стриминги, потому что там легче монетизировать контент, а некоторые прокатчики предпочитают заниматься дешёвыми французскими комедиями и аргентинскими мультфильмами, нежели продвигать классное отечественное кино, потому что так безопаснее (и с точки зрения бизнеса поступают вполне разумно, здесь не придраться).

Но, кто знает, может, в этом году что-то изменится.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?