В российский прокат выходит комедия великого и ужасного Сарика Андреасяна «Проклятый чиновник», которая расскажет о политике, нарвавшемся на незавидный сглаз: теперь он не может брать взятки, а все деньги, которые попадают к нему в руки, сгорают. Рассказываем об этом и ещё о пяти российских фильмах и сериалах, показывающих слуг народа в сатирическом ключе.
Сарик Андреасян возвращается к любимому жанру после плутания в тру-крайме («Чикатило») и эмигрантской кинопрозе («Гудбай, Америка») — тут, хочешь того или нет, невольно забеспокоишься за судьбу отечественной комедии. Правда, судя по всем релизам, нас ожидает куда менее возмутительный, чем обычно, фильм Андреасяна. Главный герой — ушлый чиновник Фёдор (Максим Лагашкин), который отказывается дать место на кладбище старушке и тем самым навлекает на себя проклятие. В самый разгар коррупционной схемы у него начинают сгорать в руках деньги, и теперь, чтобы выйти живым из сделки с криминальными авторитетами, ему будет необходимо исправиться и снять с себя злые чары. Те же сценаристы (Гравицкий, например, писал «Непрощённого» с «Гудбай, Америка») и тот же режиссёр, но где-то внутри теплится надежда, что реабилитируется в этот раз не только чиновник, но и Андреасян.
Пожалуй, самая знаменитая вариация на тему исправившегося чиновника, о которой пару лет назад (да некоторые и сейчас, чего уж скрывать) отзывались как о лучшем российском комедийном сериале. «Домашний арест» Буслова рисует, в общем-то, абсурдную историю: местный политик (Павел Деревянко) попадается на воровстве и во время всех следственных разбирательств будет вынужден жить по прописке — в обветшалой комнате, соседствующей с другими каморками, заселёнными ворчливыми пенсионерками и школьными учительницами. С одной стороны, это такая талантливая комедия положений: почти в четырёх стенах происходит уморительный конфликт самых разных социальных групп, который вскрывает главные «болячки» общества. С другой — если досмотреть до финала, — перед нами ещё и неоднозначная история о цикличности власти. В том числе и с вопросом, изменится ли что-то в стране, если одно должностное лицо сменить на другое.
И первая часть, и вторая. Но если выбирать между двумя комедиями «Квартета И» о закулисной жизни политиков, то именно сиквел сейчас выглядит как нельзя актуальнее. «День выборов 2» удивительным образом впитал в себя всю новостную повестку: от аннексии Крыма до президентской гонки 2014 года. Как итог — удивительно взвешенная и для здешнего ироничного зачина уж слишком щемяще грустная история. Игорь Цаплин (Василий Уткин) планирует избираться на третий срок, но неожиданно его подкашивает хандра. Политикой он больше заниматься не хочет, а проверенных кандидатов не осталось. Сотрудники «Как бы радио», восемь лет назад приведшие Цаплина к победе, должны будут срочно выкрутиться из этого незавидного положения. Большинство «квартетовских» продолжений отличаются меланхолией — то ли возрастной, то ли просто навеянной опытом и политической обстановкой в России, — и «День выборов 2», в общем-то, очень метко резюмирует наше положение: страна давно в застое, и выбраться мы можем, только сцепив зубы.
Приезд президента — всегда большое событие. Но городок Любякино, в который по пути хочет заскочить глава страны, кажется, совсем не готов к приёму гостей. Мост не построен, на дороге красуется огромная яма, а все чиновники уже готовятся к скорым отставкам или чего похуже. «День города» — не то чтобы выдающийся (скорее наименее заметный из всего списка) фильм, но кино со своим шармом. И что важнее — с выдающимся кастом: роли здесь исполнили Шпица, Филипенко, Лагашкин, Цапник, само собой, и много других заметных комедийных актёров России. Эдакий странный винегрет, где смешали воедино все слои населения и всех артистов, чтобы, может, не очень удачно, но дерзко посмеяться над нашей действительностью.
Оставшийся без внимания клон «Домашнего ареста», где вместо обаятельного Деревянко — суровый Фёдор Бондарчук. Он играет чиновника из Министерства образования, который попадает в немилость после очередной конференции президента и отправляется прямиком на понижение — на пост члена кафедры русской литературы Верхнеямского филологического института. Теперь ему нужно во что бы то ни стало поднять это заведение в сотню лучших образовательных учреждений по России и вернуть себе вакантное место. Если всё тот же «Домашний арест» вы посмотрели, но уже ищете, на какой сериал можно переключиться, то «Год культуры» продолжит удивлять вас историями о том, насколько порой тяжко бывает чиновникам.
Самодур Евгений Тихомиров (Ян Цапник) становится министром перспективного планирования (что значит эта должность — не совсем ясно, но когда такая проблема мешала нашим политикам?). Осознав, что он наконец-то может влиять на общество, новоиспечённый большой чиновник начинает вносить разного рода инициативы — от закона о порно до нейтрализации цензуры. У бывшего критика Романа Волобуева получилось что-то между классическим американским ситкомом и закулисной драмой Аарона Соркина: хлёсткие диалоги перемежаются с характерами-масками, а за по- настоящему умными мыслями следует безумный слэпстик. Пожалуй, самый необычный проект на тему чиновничьей жизни.