Можно только приветствовать возвращение на экраны подростковой космической фантастики, однако «Игра Эндера» слишком слаба, чтобы стать флагманом жанра, не терпящего дилетантизма
В недалеком будущем Земля подверглась нападению инопланетных захватчиков, так называемых жукеров. Атаку удалось отбить только ценой неимоверных потерь и благодаря самоотверженности героев. Спустя несколько лет после космической войны Земле снова грозит опасность. Военное руководство планеты решает нанести упреждающий удар и готовит для этого команду бойцов из вчерашних детей – подростки бесстрашны, сообразительны и мыслят нетривиально. Эти качества и требуются в первую очередь в схватке с чужеродной расой. Главный герой картины – двенадцатилетний Эндер – проходит путь от юного курсанта до спасителя человечества, обретая на кровавом пути мудрость и любовь.
На самый первый взгляд, зерна «Игры Эндера» должны упасть в плодородную почву. При всей любви Голливуда к фантастике и приключениям, в последние годы наметилась явно ощущаемая прореха в ткани кино, адресованного юному поколению. С одной стороны, в изобилии имеются «сказочные картины» для младшего возраста, вроде истории Гарри Поттера, а с другой – поддавливает «взрослое кино» с обилием насилия или размахом откровенных сцен, адресованное как минимум студентам. Подростки же остаются ни с чем. И это при том, что литературная фантастика наиболее востребована именно недавними детьми.
С такой точки зрения фильм Гэвина Худа – это едва ли не «Прибытие поезда» в подростковой космической фантастике. Однако, увы, и наполнение у «Игры Эндера» не слишком далеко ушло от первых картин братьев Люмьер.
Безусловно, в первую очередь стоит «пожурить» литературный первоисточник. Книгу Орсона Скотта Карда, хоть и высоко оцененную критиками и поклонниками, никак нельзя назвать шедевром изобретательности. Она настолько плотно пропитана ляпами и отсутствием здравой логики, обильно залитой философией к месту и не к месту, что перенести ее на экран, соблюдая почтение к роману, можно было только так – превратив в беспомощное детское повествование. Результат? Полнейшее недоумение. История получилась поверхностной, упрощенной и непростительно «серой» для яркого подросткового фантастического фильма.
Объяснить эту «серость» очень хочется тотальным мискастом, и есть отчего: в фильме, увы, ни один актер не находится на своем месте. Эйса Баттерфилд, прекрасный светлый мальчик из «Хранителя времени» Скорсезе, роль главного героя, боевого умницы-стратега явно не тянет. Понятно, что весь его облик должен служить контрастом внутреннему стержню, хватке и нацеленности на результат. Вот только не верится, глядя на сутулые плечи Эйсы, в его возможности. Никак не верится. Команда, к финалу фильма ставшая семьей Эндера, и вовсе состоит из безликих теней, а ведь это составляющие победы человечества. Но ни одного из этих героев после титров вы не вспомните по имени. Что же касается участия Харрисона Форда, Бена Кингсли и Виолы Дэвис, то оно описывается одним простым словом: работа. Бизнес и ничего более. Это тем более обидно в отношении Форда – ведь его литературный персонаж много глубже того, что показан на экране. У него особенные отношения с Эндером, но все эти тонкости режиссер пропускает сквозь пальцы.
Вот мы и подошли к режиссуре, но и здесь вряд ли можно петь хвалебные оды. Худ словно не видел ни «Полета навигатора», ни «Враг мой», ни даже спилберговского «Инопланетянина» – картин, которые формировали детское представление о космосе и мире между расами и цивилизациями, о настоящей дружбе, которую не могут разрушить галактические расстояния и не может распылить межзвездный вакуум. Нет, режиссер заново пытается «переизобрести» жанр, но спотыкается, держится двумя руками за книгу, опасаясь оттолкнуть поклонников, и в конечном счете скорее оставляет зрителю простор для самостоятельной фантазии, чем восхищает собственной реализацией. И даже неожиданные повороты сюжета в финале вызывают в большей степени усталую апатию, нежели восхищение и взрыв надежд на новые приключения.
Жаль, но «Игра» получилась тяжеловесной и слишком осторожной. Ей не хватает напора, движения, яркости персонажей. Нынешние школьники фильм непременно посмотрят, но классикой, отзывающейся сквозь года, картине быть не суждено. Эндер выиграл, а мы все проиграли.