Вялая, едва смешная сатирическая лента о знаменитом аргентинском писателе, который возвращается в родной городок
Аргентинский писатель Даниэль Мантовани (Оскар Мартинес) уехал из родного городка Салас, когда ему было 20 лет. Следующие 40 лет он провел в Европе, сочиняя романы и рассказы о родных краях. Творчество принесло ему всемирную известность и даже Нобелевскую премию, и в конце концов Даниэль пресытился славой. Он стал отказывать всем в интервью и перестал выступать с лекциями и появляться на церемониях награждения – пока однажды не получил приглашение из родного города, в котором писателя просили приехать и получить медаль почетного гражданина.
Истории о том, как рафинированный городской житель оказывается в глухом захолустье, обычно развиваются по двум сценариям. В большинстве картин, особенно голливудских, герой находит в провинции счастье, которое ускользало от него в мегаполисе, и обретает смысл жизни. Однако есть и ленты, где визит столичного жителя оборачивается кошмаром наяву или жесткой сатирой, высмеивающей провинциальных «фриков», от которых нужно держаться как можно дальше. Аргентинский «Почетный гражданин» – кино второго рода, без тени голливудских сантиментов.
Почему Мантовани после стольких лет возвращается на «малую родину»? Не потому, что его обуяла ностальгия, хотя без нее вряд ли обошлось. Выступая с лекциями, писатель честно говорит, что не нашел в сытой и счастливой Европе ничего, что бы вдохновило его на творчество. Поэтому он почти 40 лет жил за счет воспоминаний о родном городке. Но его запас историй иссяк, и Мантовани, который ко времени начала действия уже давно ничего не пишет, едет в Салас ради новой порции странности, несчастья и злобы.
Трудно сказать, насколько Даниэль это осознает, но он приезжает, чтобы упиться горем. И он провоцирует скандалы, засуживая на конкурсе картину признанного художника (плохого, но уважаемого и влиятельного!), занимаясь ни к чему не обязывающим сексом с молодой поклонницей, которая надеется, что знаменитость вывезет ее из «тухлого местечка», и произнося некорректные спичи. Отлично зная родные края, Мантовани понимает, что сеет ветер. И он закономерно пожинает бурю, поскольку в Саласе ему и без того страшно завидуют, а многие еще и считают его предателем, так как он годами наживался на мрачных зарисовках о городке, ничем не помогая согражданам.
Это интригующая сюжетная линия, затрагивающая интересные темы, но воплощена она без мастерства и блеска, едва ли не на грани любительского кино. Подобное кино требует тонкости и психологической сложности или, наоборот, фарсового драйва и полета фантазии. «Почетный гражданин» же населил Салас плоскими и нудноватыми карикатурными персонажами, от сцен с которыми клонит в сон. Это не паноптикум – это захолустный зоопарк с дряхлой мартышкой и покрашенной под волка собакой, из которого хочется уйти сразу после покупки билета.
Тягомотность ленты вызвана не только ее персонажами, но и ее сюжетом. Двухчасовая лента лишь после истечения 80 минут в полной мере начинает нагнетать драматизм. Конечно, трудно представить себе, что захолустные жители быстро раскочегарятся и ополчатся на мировую знаменитость, но в таких случаях надо жертвовать реализмом во имя зрительского удовольствия и художественной силы. Конфликт – основа подобного кино, и его нельзя приберегать для финала.
Снята при этом картина максимально примитивно, ручной камерой, без интересных операторских и монтажных ходов и без запоминающейся музыки. Так что в достоинства ленты помимо занятного замысла можно записать лишь харизматичного Оскара Мартинеса в главной роли (он более чем убедителен как «живой классик»), несколько удачных гэгов и пару смелых мыслей об искусстве, которые Мантовани высказывает в своих выступлениях. Так, например, герой полагает, что искусство не надо поддерживать (особенно государственными деньгами), потому что настоящее искусство непобедимо и неуничтожимо. Что ж, может быть. Но «Почетный гражданин» к такому искусству не относится.
С 11 мая в кино.