Обстоятельная, но не особенно интересная психологическая трагикомедия о немолодой семейной паре, которая созрела для развода
После того как вечеринка подруги в честь 50-летия заканчивается пьяной стрельбой, Фрэнсис (Сара Джессика Паркер) решает, что не может больше ждать, пока тоже дойдет до состояния, в котором хочется застрелить себя или мужа. Поэтому она объявляет своему супругу Роберту (Томас Хейден Черч), что хочет развестись. Фрэнсис надеется на поддержку своего любовника Джулиана (Джемейн Клемент), но тот явно не намеревается превращать периодический секс в серьезные отношения. Тем временем Роберт узнает об измене и заявляет, что развод не будет легким и дружеским.
Те, кто внимательно следит за новинками британского телевидения, могут знать о существовании ситкома «Катастрофа», который выходит с прошлого года и рассказывает о женщине и мужчине, решивших пожениться после короткой интрижки и случайной беременности. Это шоу для телеканала Channel 4 придумали его ведущие звезды Роб Дилэйни и Шэрон Хорган. Первый сезон «Катастрофы» удостоился сценарной премии BAFTA TV (аналог американской «Эмми»). Во время работы над «Катастрофой» Хорган придумала ситком «Развод» для американского кабельного канала HBO и залучила в качестве главной актрисы Сару Джессику Паркер, которая после завершения «Секса в большом городе» наотрез отказывалась сниматься для ТВ.
Мы упомянули «Катастрофу», потому что «Развод» – его антитеза. В то время как в английском сериале Хорган едва знакомые персонажи приноравливаются жить вместе и любить друг друга, в американском шоу отлично знакомые герои окончательно разрушают давно разваливающиеся отношения и приноравливаются к «свободной» жизни. Почему в кавычках? Потому что прежде, чем отпустить друг друга, им предстоит выпить немало крови бывших партнеров с помощью юристов, брачных консультантов и прочих людей, наживающихся на разводах. Хорган подчеркивает в интервью, что рисует в «Разводе» не только интимный портрет двух немолодых людей, которые устали друг от друга, но и размашистую картину всей разводной индустрии и ее многочисленных и не всегда очевидных нюансов. Вот почему герои шоу довольно состоятельны – бедняки разводятся проще и быстрее. Если вообще женятся.
Понятно, это куда более мрачное зрелище, чем «Катастрофа», но все же «Развод» не слезоточивая драма, а романтическая трагикомедия. Так что, когда в финале пилотной серии Роберт объявляет Фрэнсис о своей готовности к разводу и обещает ей адскую жизнь, он находит место в своей филиппике для шутки по поводу Сандры Буллок. В том же тоне сочинены прочие реплики шоу. Это не ситком с закадровым смехом и не постоянный поток приколов, но британская самоуничижительная ирония пополам с остроумием пронизывают всю постановку.
Занимательное ли это зрелище? Тут все зависит от вашего настроения. Если вам хочется верить в лучшее, то вам больше подойдет «Катастрофа» или американские ситкомы «Ты – воплощение порока» и «Любовь», где тоже речь идет о развивающихся отношениях между неоднозначными, далеко не святыми персонажами. Если же ваш взгляд на мир и на любовь пессимистичен, то вас может увлечь «Развод», который с юмором подает очень тяжелую часть жизни и учит, что то, что нас не убивает, делает нас сильнее, и что развод – дело грязное, но не смертельное.
Никаких других завлекаловок для зрителей в сериале нет – только известные актеры, шутки и последовательный рассказ о семейном разладе, который вряд ли удастся исправить. Также отметим, что в России «Развод» не столь завораживает, как в Штатах, поскольку наша жизнь устроена несколько иначе, и для нас развод Роберта и Фрэнсис – не взгляд в зеркало, а окно в заокеанское существование. Впрочем, любопытство для зрителя может быть не менее сильным мотиватором, чем сопереживание.