Последняя серия самой знаменитой вампирской саги
Девушка Белла наконец стала вампиром и тренируется соизмерять приобретенные силы. Их с Эдвардом чудо-дочка растет не по годам – причем, буквально. За три дня ребенок вырастает до годовалого возраста. О ее благополучии отчаянно печется Джейкоб, запечатлевшийся (читай, обручившийся) с ребенком чуть ли не до рождения. И только Волтури не устраивает установившаяся в доме Калленов идиллия. Прознав от доносчицы, будто те обратили ребенка, итальянцы спешат в США с целью покарать нарушителей древних законов.
Кажется, что ко второму и финальному своему "Рассвету" сумеречная сага действительно расцвела. Нет, здравого смысла она не прирастила (для этого Мейер пришлось бы переписать всю историю, выкинув из нее, например, странный любовный треугольник между человеком, вампиром и оборотнем) – а напротив, скорее приняла свою местами почти придурошную странность и выпрямилась в полный рост. Дескать, любите меня такой, как есть – трэшовой, взбалмошной и местами невероятно захватывающей – или ступайте прочь.
И это, надо заметить, парадоксально, потому что к пятой части совершенно исчерпались все те конфликты, что изначально привлекли к "сумеречной" франшизе миллионы девочек-подростков: герои не просто поженились, но даже родили совершенного ребенка и в конечном итоге обрели друг друга навсегда, как и планировалось.
И тем не менее, пятый фильм благополучно находит новую кровь для своего сюжета в давнем конфликте Калленов с Волтури. На этот раз итальянские порядкоблюстители принимают Ренесми за ребенка-вампира и спешат в США, чтобы по большом счету устроить Калленам геноцид. В ответ семейство собирает своих друзей со всего света – и тут лента делает уверенный заход на территорию "людей Икс", поскольку каждый из новоприбывших вампиров оказывается наделен каким-нибудь живеньким талантом вроде умения разверзать тверди земные, напускать парализующий газ или генерировать электричество (привет Магнето от полногубой блондинки славянского происхождения). Впрочем, Калленам они нужны в первую очередь как свидетели, готовые подтвердить, что Ренесми живорожденная, а не обращенная, что было бы нарушением вампирского закона. Другое дело, что Аро и его приспешники оказываются на самом деле обычными властолюбцами, которым, по большом счету, и дела нет, на чьей стороне правда.
Главной "неприятностью" этой, лишенной привычной томности и оттого вполне энергичной завязки, оказывается, как ни странно, все та же Ренесми. По сюжету, она так стремительно растет, что авторы фильма решили нарисовать ребенка в пост-продакшне – и получившийся у них гомункул вызывает не столько радость за молодых родителей, сколько симпатии к кровожадным планам вампиров. И это после того, как казалось, что хуже цифровых волков быть уже просто ничего не может. Вообще, визуальные эффекты подвигают "Рассвет" к категории "би-муви" и задорного трэша может быть даже больше, чем кондовые диалоги или сцена, где Джейкоб фирменно оголяется перед смущенным отцом Беллы. Но убийственные спецэффекты совершенно не портят последних тридцати минут ленты, на которые приходится грандиозная развязка всей саги.
Вообще же все пять фильмов стоило бы снять ради одной только сцены, где Волтури выходят из лесу на заснеженное поле да в черных плащах с кровавым подбоем. Впрочем, маскарадный подход итальянцев к своим нарядам – только малая часть уготованного нам праздника, на котором "внушает", в принципе, все: от мучительного и драматического переговорного процесса до, собственно, битвы с отрыванием голов. Наконец, аплодисменты срывает последний "твист", меняющий все дело в корне и выполненный с почти искусным нахальством.
Впечатление не удается испортить даже самой последней сцене, во время которой кинематографисты (сценаристка Розенберг, режиссер Кондон и Мейер, стоящая за их плечами) впадают в совершенное бесстыдство и демонстрируют нарезку лирических моментов из предыдущих фильмов.
Кажется, к этому моменту они окончательно решают, что теперь-то им можно вообще все, и нельзя сказать, чтобы сильно грешат против истины.