«Лего. Бэтмен» – картина, с которой начинается новый отсчет в эре кинокомиксов, как когда-то это случилось с выходом фильма Тима Бертона или прокатом «Темного рыцаря» Кристофера Нолана
Грустно, господа! Грустно и постыдно наблюдать за результатами отечественного проката завершившегося уик-энда. Зрители готовы идти на бестолковый сиквел эротической драмы, продолжение боевика, в котором смысла не больше, чем в собачьем ошейнике, даже на последнюю главу давно опостылевшей франшизы про истребительницу ходячих трупов очереди выстраиваются длиннее, чем на настоящее Кино. Да, анимация тоже бывает «настоящим кином», и не только та, которую производит Pixar или Disney. Три года назад WB и Lego всем все доказали блистательной лентой «Лего. Фильм», но тогда замах их был слишком широк, желания неуемны, а амбиции велики. Сегодня пришло время сконцентрироваться на одной теме, но выдать такой проект, который перевернет индустрию. Ничуть не лукавя, заявлю: «Лего. Бэтмен» – картина, с которой начинается новый отсчет в эре кинокомиксов, как когда-то это случилось с выходом фильма Тима Бертона или прокатом «Темного рыцаря» Кристофера Нолана. Мультяшный, а правильнее – пластиковый Бэтмен не просто встанет в один ряд со своими старшими братьями, он готов возглавить эту комикс-армию! В пяти простых штрихах я не поленюсь обосновать свое восхищение новым супергероем.
5. Лего-Бэтмен – канонический Темный рыцарь.
Несколько странно писать такое о мультфильме, который в большой степени является пародией на привычные картины о Бэтмене, но нужно признать: Бэтмен-игрушка куда ближе к тому Темному рыцарю, которого весь мир любит по бумажным комиксам. Все дело в том, что каждый режиссер, который брался снимать полнометражное кино о готэмском супергерое, неизменно желал привнести в сюжет, облик, характер персонажа что-то свое. Кто-то делал Брюса Уэйна жалкой жертвой обстоятельств, кто-то выставлял идиотом, кто-то превращал в безжалостное орудие убийства, но канона придерживаться не хотел никто. В «Лего. Бэтмен» зрители, пусть и несколько более выпукло, чем это положено (на то и анимация), видят подлинного Темного рыцаря, словно сошедшего с бумажных страниц. Он бесконечно одинок, он тяготится своими тайными и своим прошлым, он ни в чем не видит радости, он безумно устал – от самоуничтожения его удерживает только бесконечное противостояние с Джокером и его командой. Текущий игровой Бэтмен, сыгранный Беном Аффлеком, в громоздком «На заре справедливости» настолько далек от канонов, что фанаты поспешили предать картину анафеме. Чего стоит одна только кровожадность Уэйна – он клеймит своих противников! Зачем? Он знает, что с этим знаком преступников в тюрьме ждет верная смерть, а Бэтмен при этом останется с чистыми руками. Хорош доброборец! Лего-Бэтмен не таков, он суров, но не одержим, он опасен, но не убийственен, он герой, хотя и признает себя человеком, далеким от идеала. Кукольная фигурка оказывается живее персонажей, сыгранных актерами, – это ли не чудо? И это, кстати, делает Бэтмена «доступным» не только для фанатов, но и для простых зрителей – столь залихватское кино, сочетающее в себе понятные любому эмоции и сотни «пасхалок» для преданных поклонников DC, раньше удавалось снять только Нолану, но это, во-первых, когда было, а во-вторых, его трилогия явно не была рассчитана на юное поколение зрителей. «Лего. Бэтмен», а не «Бэтмен против Супермена» или «Бэтмен: Начало», формирует сегодня представление об этом супергерое у тех, кто через 20 лет будет формировать киноландшафты.
4. «Лего. Бэтмен» охватил всю вселенную DC.
Кто-то уже окрестил «Лего. Бэтмен» сокровищницей «пасхалок», и этот человек чертовски прав. Такой плотности отсылок к самым разным событиям из вселенной DC в общем и Бэтмена в частности не найти больше ни в одном фильме. Чтобы охватить весь спектр «цитат», «кивков» и «подмигиваний», фильм действительно придется смотреть не моргая, и то не факт, что даже самые истовые фанаты заметят все до единой «шпильки» авторов. В картине отмечены все экранные итерации супергероя в черном плаще, задействовано бессчетное число врагов и друзей Бэтмена и нанизан добрый десяток «приветов» массовой культуре в общем – уже сейчас можно смело предсказывать, что Blu-Ray этого фильма будет пользоваться особенным спросом, а пересматривать «Лего. Бэтмен» будут не два и не пять раз. Плотный поток удовольствия – вот с чем можно сравнить просмотр этого фильма. В какой-то момент у меня возникло волнение – а не попытаются ли авторы лего-варианта аккуратненько обойти тему новой расширенной киновселенной DC, но этого не произошло – авторы смело прошлись по «Бэтмену против Супермена» и «Отряду самоубийц», ничуть не понижая концентрацию своего сарказма, – за это можно только аплодировать боссам WB, им еще не раз пригодится умение с юмором и пониманием относиться к собственным промахам и ошибкам. Теперь я с нетерпением буду ожидать, ответит ли на шпильки коллег Зак Снайдер – если бы он в последующих игровых фильмах вселенной Бэтмена, Супермена, Чудо-женщины, Флэша и Аквамена в качестве небольшого камео использовал фигурку Лего, это было бы очень круто.
3. Такой каст не сможет собрать ни один игровой фильм.
Анимационный «Лего. Бэтмен» имеет, разумеется, перед игровыми фильмами как минимум одно, но весьма значительное преимущество – в мультике не нужно заботиться о том, как на одной площадке собрать десятки известных героев и не разориться при этом на гонорарах звездам. Еще «Лего. Фильм» отлично продемонстрировал умение авторов данной франшизы управляться с большим количеством весьма разномастных героев, но «Лего. Бэтмен» вывел это мастерство на какой-то заоблачный уровень – количество задействованных в картине героев не поддается исчислению. Вспомните наиболее масштабные предыдущие игровые картины Бэтмена. Бертон мог себе позволить соединить вместе Женщину-кошку и Пингвина, Нолан «загнал» в один фильм Пугало, Джокера и Двуликого, Снайдер противопоставил Бэтмену Супермена, Лекса Лютора, Думсдэя и Чудо-женщину, на периферии продемонстрировав Киборга, Флэша и Аквамена. «Лего. Бэтмен» смеется над коллегами – в нем задействовано столько героев, что хватит на добрый сериал в несколько сезонов. Да, от многих хотелось бы видеть большего, но кто знает, не последуют ли за «Бэтменом» другие сольные лего-фильмы? Кстати, если уж говорить о героях, то не лишним будет вспомнить и то, что в «Лего. Бэтмене» впервые в истории «бэтменианы», да и вообще экранизаций комиксов чувствуется серьезное влияние женского персонажа. Нет, мы уже видели Селену Кайл и Лоис Лейн, но анимационная Барбара Гордон уделывает всех своих «товарок» на лопатки одним ударом. Чудо-женщина, говорите? Посчитайте сами – в «Бэтмене против Супермена» Чудо-женщина появляется в кадре на семь минут из почти трех часов хронометража и произносит всего 20 строк текста – у Барбары времени в разы больше! Игровой «Чудо-женщине» придется постараться, чтобы превзойти успехи своей «подруги».
2. Супермену крепко достается!
Раз уж киновселенная DC растет, то почему бы не расшириться и Лего-вселенной – по крайней мере, «Лего. Бэтмен» весьма толсто намекает на возможность появления в будущем «Лего. Супермена». А почему бы и нет?! Те несколько сцен, которые Супу достались в «Лего. Фильме» и сейчас, вполне достойны продолжения – ведь и Супермен в анимационном воплощении гораздо ближе к канону, чем герой Генри Кэвилла, в эпизодах телеинтервью и вечеринки в Крепости одиночества Кал-Эл предстает перед зрителем в старом добром облике простодушного мальчишки, одаренного слишком большими силами и угнетаемого излишним вниманием. В то время как игровой Человек из стали затягивает зрителя в депрессивное болото страданий и сомнений, его «детское» воплощение непринужденно радуется жизни, подкидывает шуточки и откровенно заигрывает с окружающими. И он не умирает в конце! Если к этому всему добавить явно нетривиальные отношения Супермена и Зеленого фонаря, особенно выпукло проявившиеся в «Лего. Фильме», из сольника «Человека из Лего-стали» может получиться недурственное зрелище. При этом очевидно, что авторы анимационных лент относятся к Супермену без особого пиетета – именно такое кино о нем и нужно, без пафоса, без суровых взглядов друг на друга с перекошенным злобой лицом, без военных похорон под дождем, доброе и светлое. А главное – смешное, и Лего-Бэтмен здесь может служить отличным проводником. Готов сделать разумную ставку в пари о том, что до конца этого года WB объявит о запуске в производство «Лего. Супермена». Дурной пример ох как заразителен!
1. Сценарию «Лего. Бэтмена» может позавидовать любой игровой фильм.
И вот уж совсем не думал, что придется говорить о таком, но сценарий «Лего. Бэтмена» – это действительно настолько продуманная и высококачественная работа, что другим комикс-экранизациям ее вполне можно ставить в пример. Да, анимационная картина в первую очередь рассчитана на детей и подростков, но это не значит, что на них можно «отдохнуть». Наоборот, «Лего. Бэтмен» своей последовательностью, целеустремленностью, умением показать развитие персонажей легко «уделывает» тот же «На заре справедливости». И длится при этом на 45 минут меньше (на 75, если брать «режиссерку» «Бэтмена против Супермена»)! А какой изумительный в анимационной ленте третий акт! Такие давно не удавались никому в комикс-экранизациях. Авторы «Лего. Бэтмена» не заблудились в полусотне персонажей, не перебрали с драматизмом, но сделали заключительную схватку искренней и душевной – в ней есть за кого переживать. На этом месте споткнулся, кстати, даже «Лего. Фильм» – его финальная игровая часть с участием Уилла Феррелла заметно притормозила ход сюжета и снизила градус юмора и абсурда, творившегося на экране предыдущий час. Теперь все сделано по всем правилам драмы – герои-злодеи вынуждены объединиться, чтобы их эпическая схватка не завершилась полной аннигиляцией их мира. При этом Бэтмен совершает действительно геройский Поступок, о котором персонаж Бена Аффлека мог только мечтать в своей получасовой битве сначала с Думсдэем, а потом с Суперменом. Если бы все фильмы, снятые по комиксам, могли хотя бы приблизиться к уровню сценария «Лего. Бэтмена» с его объединяющей идеей и мыслями о настоящем геройстве, с нотками феминизма и настоящей мужской дружбы, нам не приходилось бы выходить из кинозала в недоумении после очередного «Доктора Стрэнджа» или «Отряда самоубийц». Но, видимо, в Голливуде это и вправду серьезная беда – написать сто страниц диалогов мастера еще остались, но связать их в историю со смыслом и душой – таких приходится искать днем с огнем.