Весна – время сериальных финалов, и одним из первых к финишу добралось шоу, давно разделившее зрителей на активных фанатов и столь же активных хейтеров, – «Ходячие мертвецы»
5. В сериале слишком много героев, но при этом сопереживать некому.
Достаточно взглянуть на официальные пресс-релизы канала АМС, чтобы понять: авторы не представляют, что им делать с собственными персонажами. Число актеров, числящихся исполнителями основных ролей, выросло в шестом сезоне до шестнадцати. Шестнадцати, Карл! И ведь для всех них нужно найти примерно одинаковое количество времени в кадре, при том что никто, кажется, не задумывается, интересно ли это зрителям. Негативные последствия раздутого каста легко ощутимы – сюжет рвется на лоскуты, каждая новая встреча вырывает из повествования и без того драгоценные минуты на то, чтобы представить новую общину или даже случайных встречных. При этом основная линия откладывается на неопределенный срок, авторы будто мечтают избавиться от заскучавших по их же вине зрителей. Впрочем, при всем сумасшедшем аномальном количестве ведущих героев, с персонажами в шоу настоящая беда. Взять хотя бы женские образы. Всех героинь создатели грубо делят на два неравных клана: это либо «прирожденные убийцы» вроде Мишон или Кэрол, либо «отчаянные домохозяйки», как почти все остальные. Здорово попахивает сексизмом, нет? Я даже не поминаю о том, что именно женщины (и иногда Рик) совершают в сериале самые глупые иррациональные поступки. Авторам стоило бы отнестись к героиням серьезнее. Впрочем, еще более однообразны персонажи второго и третьего плана, а карусель афроамериканцев, занятых в сериале, на серию-две и вовсе стала предметом шуток зрителей и критиков: Ти-Дог, Тайриз, Боб, Ной – всех и не упомнишь. Вот где лютует белое лобби Голливуда, а вовсе не на церемонии вручения «Оскара». Понятно, что жанр требует побольше расходного материала, но в последних сезонах прореживание рядов героев сериала идет слишком уж топорно. Кажется, авторы перестали пытаться зрителей удивить.
4. Сюжетные линии слишком часто и слишком далеко уходят в сторону.
Еще одна негативная сторона того, что «Ходячие» переполнены персонажами, – это частое и не слишком обоснованное прерывание основной линии сюжета раде совершенно необязательных сторонних историй. Старт шоу подкупал именно цельностью команды и ее целей – несколько человек объединились, чтобы выжить, это небольшая группа самых разных героев, их ждут конфликты внутри и вовне, но испытания должны сплотить и персонажей, и зрителей. Что же мы имеем на деле? А мы имеем клочки сюжета, разбитого второстепенными как по важности, так и по увлекательности приключениями скучных недогероев в недообстоятельствах. «Ходячие» всегда были привлекательны тем, что никто из числа героев никогда не находился в безопасности (за исключением разве что Рика да с натяжкой Карла), но когда основное повествование вдруг обрывается, оставляя героев пусть в относительной, но безопасности, весь саспенс выветривается, атмосфера напряжения пропадает, недельное, а то и больше ожидание того, что к основной ветви действия сериал все-таки вернется, ставит «Ходячих» в положение «Потом посмотрю…» из более уместного для подобного проекта «Ну когда, когда там следующая серия!». Когда-то в не столь отдаленном прошлом подобный раздрай уничтожил культовый «Остаться в живых», теперь по той же схеме разлагаются «Мертвецы». О’к, кого-то история ничему не учит.
3. В «Ходячих» на редкость унылые злодеи.
Для себя я все вышеперечисленные сюжеты объяснил просто: у авторов не хватает яиц вывести против ведущих персонажей по-настоящему серьезных противников. И не нужно рассказывать, что основным злом в сериале являются повсеместно распространившиеся разложившиеся бродячие трупы, с зомби Рик и команда худо-бедно научились расправляться еще во втором сезоне. Сейчас сюжету требуются злодеи посерьезнее скелетов с обвисшей гниющей плотью. Но тут зрителей ждет разочарование за разочарованием. Прошлый сезон профукал двух вполне себе интересных персонажей – Гарета и офицера Лернер, – дав им всего по три жалкие серии. Начало шестого сезона похоронило Волков и их лидера, тоже достаточно впечатляющее вливание в сюжет могло получиться. Про ранние сезоны и говорить нечего – кроме Губернатора, там и вспомнить некого, да и того бездарно слили. А что взамен? Бесконечные стенания и разборки внутри коллектива, у кого крепче нервы? К финалу завершившегося сезона нам вроде как припасли действительно крутого злодея – Ниган в игрушки играть не намерен и с ходу отбирает жизнь одного из персонажей в знак своего превосходства. Знакомство неплохое, но что-то подсказывает, что и эту ниточку авторы не ведают, куда приткнуть. Не везет «Ходячим» со злодеями.
2. Все сюжетные ходы крутятся вокруг повторяющихся из сезона в сезон событий.
В отсутствие достойных противников сюжет сериала не просто топчется на месте, он крутится на узком событийном пяточке, заплутав в трех соснах. Предсказуемость сериала уже просто зашкаливает: Рик и его попутчики находят себе безопасное место, доводят ситуацию до того, что место становится небезопасным, в ужасе разбегаются, сходятся вновь и с новыми силами (и новыми соседями) отправляются на поиски очередного «стойбища». Сколько их уже было, этих «убежищ»? ЦКЗ, ферма, тюрьма, вокзал – я ничего не упустил? Александрия была обречена хотя бы потому, что у создателей шоу нет никаких других поворотов сюжета в запасе, кроме как гонять героев по кругу, как цирковых пони на арене. И я даже могу согласиться с таким сюжетом – очевидно, реальное выживание в постапокалиптическом мире во многом так бы и проистекало, но для развлекательного телесериала множественные самоповторы – это как-то совсем скудно. И в этом мне снова видится отчаянное нежелание авторов заниматься психологической и драматической составляющей проекта. Сиди Рик ровно на попе, со временем все равно пришлось бы что-то делать с характерами, сочинять какие-то конфликты, романтику, политику. А так – «украл, выпил, в тюрьму» – «заселился, облажался, разбежался» – и вроде как не до психологии, быть бы живу. Кому как, а мне надоело смотреть на этот вечный бег по кругу. Создание дома, основание своего общества, рост и развитие мне было бы интереснее суеты и лесной беготни.
1. В «Ходячих мертвецах» на удивление слабо прописаны финалы.
Собственно, задуматься об отказе от просмотра следующих серий меня побудил очередной слабый финал сезона. Из года в год, от сезона к сезону создатели «Ходячих мертвецов» умудряются в последней серии бестолково слить все напряжение, накапливающееся за сезон. Впрочем, это даже не проблема строения шоу, это просто банальные сценарные ошибки – нагнетание атмосферы на пути к цели в «Ходячих» всегда оказывается много интереснее самой кульминации. Вспомните финалы предыдущих сезонов. Сколько раз вы заканчивали просмотр восклицанием «Вау!»? Скорее, сезоны заканчивались недоуменным «Это что такое сейчас было?», почесыванием затылка и мыслью о том, что, может, ну их, этих зомби в следующем году – вон сколько новых интересных сериалов выходит каждый год, смотреть – не пересмотреть. Кто-то возразит мне, что уж в шестом то сезоне финалочка получилась что надо – безымянный труп, над личностью которого фанаты должны задуматься до начала следующего сезона. Но, вы знаете, после «смерти» Гленна мне над этим ломать мозги совсем не хочется. Вообще, воскрешением этого персонажа после весьма красноречивой сцены в «полуфинале» сезона авторы нарушили свое собственное правило «мертвый – мертв». У меня нет объяснения, зачем это было сделано. От недостатка ли идей, от желания ли сыграть на нервах поклонников, от стремления ли Стивена Ена покинуть проект досрочно – это не важно, основополагающее правило вселенной «Ходячих мертвецов» было нарушено, и теперь это уже другой сериал. А уж если убитым Ниганом «нашим» окажется именно Гленн, то, считай, пропал дом – столь неуклюжего барахтанья авторам прощать нельзя.
Впрочем, есть свои аргументы и у сторонников теории о том, что «Ходячие» наконец-то стали тем сериалом, которым его все себе представляли, – динамичным, ярким, жестким. Вот только как характеризует шоу тот факт, что оптимальной формы оно достигает лишь на седьмом году? Это скорее похоже на последние искорки живительной энергии в разлагающемся трупе. «Ходячие» медленно, но верно гниют с того момента, как проект покинул Фрэнк Дэрабонт, а все попытки его оживить – лишь пустая трата времени и авторов, и зрителей.