Подчищенное и избавленное от цензурных исправлений издание классической военной драмы 1975 года, рассказывающей о противостоянии маленького человека целому взводу захватчиков
Франция, лето 1944 года. Небольшой городок, пять лет проведший под немецкой оккупацией, со дня на день ожидает прибытия войск союзников, высадившихся в Нормандии. Местный доктор Жюльен Дандье, беспокоясь за жену и дочь, отправляет семью в старинный фамильный замок, но, приехав их навестить через пару дней, обнаруживает, что местность заняли нацисты, жестоко уничтожившие местную деревню. Погибла и семья Дандье, и осознание трагедии сводит доктора с ума – одержимый жаждой возмездия, он отрезает немцам единственный выход из замка, дезинформирует партизан, чтобы те не вмешались в его планы мести, и в одиночку вступает в неравное сражение с гитлеровцами. Но, даже выступая против солдат без посторонней помощи, Жюльен Дандье имеет преимущество – он отстаивает память тех, кого любил больше жизни, а солдаты всего лишь пытаются спасти свои шкуры.
Несколько странно на наших страницах возвращаться к картине, снятой более четырех десятков лет назад, но повод для такого отступления от правил появился весьма веский: в российский прокат вышла картина Робера Энрико «Старое ружье», неувядающая классика с Филиппом Нуаре и Роми Шнайдер в главных ролях. Да-да, это не ремейк и не «однофамилец», это та самая лента, что демонстрировалась еще на советских киноэкранах, причем весьма успешно, а затем была не раз показана на ТВ. Прямо скажем, старшему поколению «Ружье» хорошо знакомо, но при этом фильм не рассчитан на молодую аудиторию. Так стоило ли скромному российскому прокатчику браться за повторный кинотеатральный выпуск?
Конечно! Нет никакого смысла заново пересказывать сюжет ленты и ее значение для французского, да и мирового кино – о «Старом ружье» написано много хорошего, лента отмечена самыми престижными наградами, ее пересматривают до сих пор по много раз, – но имеет смысл снова сходить на сеанс классики в кинотеатр, тем более что в СССР фильм демонстрировался с небольшими сокращениями. Теперь же у всех нас есть возможность увидеть ленту такой, какой задумывали ее авторы, – в достойном масштабе, с правильным звуком и достойным качеством картинки.
Наверное, современного зрителя, «испорченного» реалистичностью жестокости в боевиках и натурализмом сцен казней и убийств, «Старое ружье» не впечатлит и не заставит рыдать, как это случалось в кинотеатрах в 1970-1980-е. Да, кровь в фильме слишком красная, сраженные выстрелами персонажи падают в нелепых позах с театрально разброшенными руками, а немцы показаны глупцами и пьяницами, но демонстрация ужасов смерти не является в картине самоцелью. Куда интереснее наблюдать за тем, как добродушный, нежнейший и счастливейший человек превращается в одержимого злобой зверя, едва ли не голыми руками рвущего убийц своей семьи. «Старое ружье» – кино не о том, куда попадают пули, а о том, кто их направляет, и эта тема ничуть не устарела, ибо не зависит от технологий и специальных эффектов.
Безусловно, сюжет ленты, хоть и берет за основу трагедию одной из французских деревень, полностью уничтоженной гитлеровцами, временами делает весьма наивные повороты. Да, солдаты вермахта показаны в картине болванами, которых грузный доктор расстреливает, как куропаток, а их командир скорее выглядит карикатурным штампом, нежели живым человеком. Наконец, Дандье, доставший из схрона охотничье ружье, не выглядит тем героем, которого мы привыкли видеть в современном кино, но это и создает вокруг фильма необычную атмосферу искренности и трагизма. Сорок три года назад войну переживали так, и это ничуть не хуже нынешних парадов и торжественных концертов.
Больше того, «Старое ружье» во многом даже выигрывает у современных военных постановок тем, что активно переплетает в кадре войну и мирную жизнь – на протяжении всей ленты мы наблюдаем не только за тем, как Жюльен творит возмездие, мы шаг за шагом приближаемся и к пониманию того, как сильно он любит свою жену и почему не может смириться с ее потерей. Фильм Энрико уделяет любви даже больше внимания, чем мести, – и это правильно, ведь война закончилась, и пережившие ее должны заново строить мир, беря за основу любовь, доброту и справедливость.
Разумеется, нельзя не упомянуть о необыкновенном обаянии Филиппа Нуаре, исполнившего в картине главную роль, – его Жюльен в нелепых круглых очках и непритязательной жилетке не может не вызывать симпатию и сопереживание зрителя. Это тот герой, которого меньше всего ждешь увидеть в битве с нацистами, но веришь ему сразу и безоговорочно. Совсем иную роль играет Роми Шнайдер, но справляется с непростой работой блестяще, ее Клара – воплощение красоты и спокойствия мирной жизни, в такую женщину невозможно не влюбиться, ее гибель не должна оставаться безнаказанной. Только ради этих двоих в кинотеатр стоит сходить, ведь сейчас подобное кино не снимают – «Старое ружье», как старое вино, может быть, имеет несколько наивную и простую этикетку, но внутри у него такой букет, который из свежего винограда просто не получить.
С 3 мая в кино.