
Несколько сумбурный, но полный эмоций взгляд изнутри на захватывающие дух прыжки с отвесных скал. Не повторять в домашних условиях!
Несколько сумбурный, но полный эмоций взгляд изнутри на захватывающие дух прыжки с отвесных скал. Не повторять в домашних условиях!
В поисках адреналинового экстрима Антон занимается парашютным спортом. Прыжки ему нравятся, но однажды, увидев съемки полетов в специальных костюмах, позволяющих человеку буквально парить над землей, Антон «заболевает» так называемым бэйсом, одним из самых опасных экстремальных видов спорта. В свою группу Антона берет опытный инструктор, рекордсмен Сергей, но гарантировать безопасность и сохранность здоровья своим подопечным руководитель не может – каждый здесь действует на свой страх и риск. И это желание риска многим стоило жизни, бэйс не допускает даже миллисекундной расслабленности – Антон попадает в больницу с тяжелыми травмами, но не расстается с мечтой о полете…
Даже как-то неловко начинать рассказ о прыжках бэйсджамперов (парашютистов, стартующих не из самолета, а с крыш башен, вершин вышек и высоких скал) с банальностей о вечном желании человека летать. Но от этого никуда не денешься, покорение воздуха – действительно идея-фикс человечества. И вроде бы многое в этом направлении нам уже удалось, мы давно не воспринимаем авиаперелеты как чудо, спасательная вертолетная авиация в крупных мегаполисах удивляет ничуть не больше пожарных машин или карет скорой помощи, а с парашютом сегодня может прыгнуть любой желающий после кратчайшего курса подготовки, только заплати в кассу аэроклуба, но все это уже не то, кроме ощущения полета человеку еще нужен адреналин и чувство конечности и хрупкости своего существования. Не каждому человеку, но существенной части жителей планеты.
И здесь в свои права вступают экстремалы всех мастей, форм и расцветок. Поклонники таких адреналиновых развлечений не только совершают свои лихие трюки, они активно снимают все происходящее и щедро делятся с интересующимися – даже не упоминая YouTube, можно легко вспомнить десяток документальных картин о серфинге и гонках, о сноубордистах и альпинистах, об исследователях пещер и дайверах, вышедших в последние годы. Принимайте пополнение – в прокат вышла документальная лента отечественных поклонников бэйса, история прыжков и падений, захватывающая дух картинка полета, щедро разбавленная трагической хроникой прощания с друзьями, которым не удалась мягкая посадка.
Разумеется, зрители давно знают, что документальное кино – это не просто видеохроника, его сценарий имеет то же строение, что и основание игровых фильмов, но в случае «Выхода» это правило нарушается. Все дело в том, что обстоятельства в жизни автора постоянно складываются так, что от планов приходится отказываться и работать, что называется, с листа. Едва режиссер Антон Калюжный берется рассказывать о своем пути на вершины бэйса, как попадает в страшную катастрофу, которая едва не оставляет его обездвиженным до конца жизни. Только в кадр попадает любопытный собеседник вроде французского спортсмена, как приходится сообщать, что спустя несколько месяцев после беседы его не стало. Стоит кого-то вывести в центр повествования, как этот человек понимает что-то важное о своей жизни и уходит в менее рискованные виды спорта.
Все это делает повествование рваным и несколько неуклюжим, зрителю сложно уцепиться за какую-то одну линию, но этим фильм повторяет прыжок – как только ноги теряют соприкосновение с землей, направление полета приходится постоянно контролировать, регулировать и менять. Бэйс – не до автоматизма выработанный инстинкт, где ударами сердца отсчитываются промежутки между заранее продуманными действиями, это импровизация, часто опасная, часто головокружительно прекрасная, но всегда непредсказуемая, где бы ни происходил прыжок – в центре мегаполиса, на лесной гряде или заснеженном пике.
Порой картину портит явный дилетантизм автора – его закадровый текст монотонен и далек от совершенства профессиональных дикторов, упор на прыжки лишает зрителя удовольствия наблюдать за их подготовкой, внезапный, неуклюжий и нарочитый уклон в православие откровенно ничем не обоснован, кроме как желанием подвести под тягу к полету хоть какой-то базис. Но эта же «любительщина» делает фильм очень живым, зритель действительно смотрит за тем, чем живут обычные люди, за тем, как они говорят, что думают, чего боятся и от чего бегут. Лента в итоге становится не хроникой нескольких отдельных трюков, а историей людей, бросающих вызов обыденности и находящих успокоение там, где у других сердце уходит в пятки от одной мысли о прыжке.
«Выход» сложно назвать шедевром, у картины достаточно огрехов, она временами кажется скомканной и не до конца продуманной, но в любом случае направлена она не к разуму и не к холодному рассудку. Это чувственное, эмоциональное кино, полное драмы и грусти от потерь, но и делающее небо ближе. Скорее всего, его просмотр не пополнит ряды рискованных прыгунов, но может наладить связь между этими безрассудными парнями и девушками и обывателями, вздрагивающими от каждой воздушной ямы в самолете. Тот случай, когда лучше один раз увидеть на большом экране, чем пробовать лично.
С 27 июля в кино.