Авторы «Льва» грамотно выжимают из зрителей слезы, но за трагической историей малыша, оторванного от матери, не прячется никакого особенного смысла. Только реклама Google. Ну, OK…
Пятилетний Сару живет с матерью, сестрой и двумя братьями в отдаленном беднейшем районе Индии. В поисках пропитания и мелкого заработка вместе с братом малыш однажды отправляется на вокзал близлежащего городка и по случайному стечению обстоятельств становится «пленником» поезда, идущего в Калькутту. Там, за полторы тысячи километров от дома, не зная название своего города и не понимая местного языка, Сару становится сначала бродяжкой, а затем воспитанником приюта для таких же, как он, «потеряшек». Год спустя судьба улыбается мальчишке – его усыновляет австралийская пара, которая увозит Сару на другой материк, окружает заботой и любовью, способными вытеснить воспоминания о потерянном доме. Но образ матери и брата не отпускает приемыша, спустя 25 лет уже студентом Сару с помощью карт Google Earth берется найти свой индийский дом, и после трех лет поисков фортуна становится к молодому человеку благосклонна…
Перечитывая многочисленные публикации в газетах и электронных изданиях, посвященные судьбе Сару Бриерли, в очередной раз легко убедиться в том, что жизнь куда изобретательнее любых выдуманных историй. Причем «основанные на реальных событиях» сценарии имеют существенное преимущество перед чистой выдумкой – сочини похождения потерявшегося мальчишки, нашедшего свой дом спустя четверть века, писатель, большего, чем издания в мягкой обложке и продажи в привокзальном киоске, такой роман вряд ли что-то ожидало бы. А жизнь… Жизнь – штука такая, банальность реальности не только простительна, она горячо приветствуется публикой.
Вот и история Сару стала настоящим маяком в океане для всех любителей мелодраматических сюжетов: бедность, материнская и братская привязанность, трагический случай, потеря дороги домой, голод, опасности большого города, приют, усыновление, чужая семья и совершенно другая жизнь – есть от чего биться сердцу. Но вот стоило ли из этого делать фильм – большой вопрос. Точнее, даже не так – стоило ли снимать о Сару именно такой фильм и поручать работу над ним режиссеру-дебютанту? Пожалуй, нет.
При всей душещипательности истории, взятой за основу картины Гарта Дэвиса, на особенно глубокую драму она не тянет. Нет, разумеется, вряд ли живым человеком может считать себя тот, чьи глаза к тридцатой минуте фильма ни разу не увлажнились, для этого нужно быть полнейшим сухарем, но отстраненный взгляд через полчаса после финальных титров совершенно четко скажет вам, что детские страдания – лишь один из способов вас растрогать. Да, трагедия в том, что ребенок потерял дом, есть, и возвращение домой не менее трогательно, но внутри сюжетных поворотов «Льва» едва хватает на репортаж выпуска «Специальный корреспондент» или либретто к очередному шоу «Пусть говорят». Два часа «Льва» – откровенное наматывание соплей на кулак и впитывание слез в платок.
В дополнение к этому фильм не слишком удачно решен режиссерски. Лента делится на две равные части, слишком не похожие друг на друга, выполненные в разном стиле, не чувствующие ритм и темп друг друга, и даже сыгранные в противоположном ключе. Если первый час является бенефисом маленького Санни Павара, которым отчетливо любуется оператор, который удивительно органичен и непосредственен в кадре, то вторая половина пытается угодить, и безуспешно, сразу нескольким актерам, которые в результате главные свои таланты не показывают. Хотя стараются – оскаровская комиссия уже отметила монолог Николь Кидман об усыновлении (действительно мощный, хоть и скоротечный на фоне остальных затянутостей) и старательные слезы, замешанные на одержимости героя поисками, в исполнении Дева Пателя (вымученные, надо признать).
Результатом такого разделения стал ощутимый эмоциональный провал, после часа стремительного нагнетания сюжет тихо выпускает воздух, переполненный шар чувств сдувается, и к финишу зрители приходят усталыми, хотя и довольными – без трогательных «обнимашек» воссоединившейся семьи и кадров с подлинными Сару, Сью и Люси в «Льве» не обойдется. Так что при наличии весьма нетривиальной истории фильм Дэвиса пал жертвой той же наивности, которая во многом подпортила эффект «Миллионера из трущоб», – Индия снова выглядит дикой страной, решения проблем лежат на поверхности (Сару нашел родных с помощью Google и Facebook, а Джамаль заработал миллион, ответив на вопрос для ученика четвертого класса), а главным оружием авторов остается активная стимуляция слезных желез. Домохозяйки будут в восторге, но в остальном – жизнь снова оказалась интереснее кино. И много трагичнее.
С 16 февраля в кино.