Поскучневший со времени первого фильма главный герой тянет картину на дно, но вторую серию «Духless» спасают яркие второстепенные персонажи
Сбежав от уголовного преследования в России, бывший банковский топ-менеджер Максим Андреев (Данила Козловский) живет на Бали, осваивает серфинг и наслаждается солнцем и океаном. Однажды он спасает жизнь начинающему серферу, который оказывается молодым главой российской госкорпорации, финансирующей инновации. В благодарность Роман (Милош Бикович) предлагает Максу работу в Москве. Когда об этом становится известно, полицейские начальники, копающие под госкорпорацию, добиваются высылки Андреева в Россию и требуют от него, чтобы он принял предложение Романа и собрал на своего шефа компромат. Поскольку в противном случае ему грозит тюрьма, Макс нехотя становится «стукачом» и вновь погружается в мир московского гламура.
Первый «Духless», вышедший в 2012 году, был, как мы помним, довольно нелепой картиной, потому что он пытался перенести в банковский мир сюжетные перипетии, придуманные для романа о консервном бизнесе и описывающие предшествующую событиям картины эпоху. (Почему в России интересно жить? Потому что каждые несколько лет наш мир поворачивается на 180 градусов!) Тем не менее он выполнил свои главные задачи – увлек публику напряженным действием, насмешил едкими шутками и предложил «героя нашего времени», амбициозного молодого парня, который мнит себя всепонимающим королем жизни, но на деле оказывается таким же «лохом», как и те, кого он презирает. Поэтому благодарные зрители сделали картину прокатным хитом, и вскоре после этого создатели «Духless» решили снять сиквел.
Как и его предшественник, «Духless 2» предлагает немало визуальных красот и операторских изысков. Он любуется океаном и природой Бали, буквально вылизывает камерой московские высотки, сталинские и современные, и наслаждается суперсладкой жизнью, которую ведут новые хозяева столицы, чиновники-бизнесмены из засыпанных деньгами госкорпораций. Роскошные машины, роскошные женщины, роскошные отели, новенькие гаджеты… К картинке фильма не подкопаться – работа профессионалов видна в каждом кадре.
Содержание фильма – другое дело. В сиквеле нет откровенных логичных ляпов, уснащавших первую ленту, но и градус увлекательности не тот, что прежде. Во-первых, сюжет продолжения намного проще, и он долго разгоняется, потому что лента тратит немало времени на балийский пролог и на последующую акклиматизацию Макса в Москве. Во-вторых, Макс оказывается, в сущности, побочным персонажем в противостоянии двух влиятельных кланов, и его личный вклад в это противостояние исчерпывается двумя-тремя существенными действиями (сбор компромата, передача компромата «нужным людям»…). Большую часть времени герой просто наблюдает за происходящим вокруг него и делает лишь самые поверхностные выводы. Если в первой картине он был инсайдером, ведущим за собой зрителей, как Вергилий вел Данте по преисподней, то в сиквеле Макс – аутсайдер, да еще и непозволительно наивный. Так, он долгое время настаивает, что его босс не ворует, хотя это попросту абсурдно. Слишком уж на широкую ногу Роман живет, чтобы не отщипывать куски от идущих через него финансовых потоков. И вообще, где это видано, чтобы на стыке бизнеса и государства не крали?
Мало того что герой Козловского пассивен, он еще и до зубовного скрежета правилен. Жизнь на Бали так прочистила ему голову, что Макс теперь наркотики не принимает, в запои не уходит, побочные финансовые аферы не крутит, и личная жизнь у него на нуле (герой вновь сталкивается со своей бывшей любовницей из первого фильма, но та дает Татьяну Ларину: «Я другому отдана…»). Скучно, девицы! Не герой, а облако в штанах! Да, у облака физиономия, тело и голос одного из красивейших российских актеров. Но для такого кино этого недостаточно. Макс должен был быть более активным, более предприимчивым и более человечным героем, а не монашествующим мальчиком на побегушках у других персонажей.
Как это ни удивительно, картину спасают неожиданно колоритные полицейские. Они без устали генерируют «лулзы», выдавая фразы вроде: «У меня загранпаспорта нет – я жду, когда везде Россия будет!», режут откровенную правду-матку и продвигают сюжет своими интригами, действиями и бездействиями. Кроме того, «мент», который курирует Макса, проделывает столь длинный духовный путь от прислужника коррупционеров до человека, который рискует всем ради честных мужских поступков, что, по совести, он должен был быть главным героем фильма. Ведь законы драматургии требуют, чтобы главным героем был тот, кто более всего меняется на протяжении повествования. Картина же старательно задвигает этого персонажа на задний план. Это очевидный промах. Фильм был бы удачнее, если бы забыл о Максе с его Бали и с его нарочитой гламурностью и просто рассказал историю полицейского чиновника – сложного, неоднозначного человека, в котором просыпается «За державу обидно!», когда ему приказывают посадить одних преступников, чтобы обогатить других.
Даже шутка про Путина во втором фильме слабее, чем в первом. Где, как вы помните, президент являлся «накуренному» Максу в костюме Бэтмена. Прикол из второй картины куда менее причудлив и смешон. Ну а слащавый эпилог второй картины с цитатой из Мартина Лютера Кинга даже обсуждать не хочется.
Тем не менее благодаря экранным красотам, забавным шуткам, кое-какому драматизму, нескольким ярким второстепенным персонажам, харизме Козловского и в целом оптимистичному настрою «Духless 2» вытягивает себя на «тройку с плюсом» по шкале для оценки российских лент. Можно похвалить фильм и за то, что он не повторяет пройденное в первой картине, а рассказывает о новом, государственническом периоде в истории нашего бизнеса, в котором бал правят госкорпорации, Интернет, гаджеты и полиция. Но также ясно, что лента проигрывает из-за того, что затаскивает в сюжет Макса Андреева, чья «главная история» была рассказана и закончена в первом фильме. Очередной (какой уже по счету?) новой России нужен был новый герой, а не загоревший и «просветленный» старый. Пусть и все еще бодрый и полный сил.