Типично донкихотский документальный фильм, в котором великие неизвестные художники, жившие 35000 лет тому назад, сотрудничают с человеком из 2011-го. Глубокое, загадочное и абсолютно захватывающее произведение
Документальный фильм о том, как Вернер Херцог стал первым кинематографистом, которому было разрешено снять великолепно сохранившиеся рисунки пещеры Шове во Франции.
Высоко в горах потрясающе красивого французского департамента Ардеш в почти недоступной отвесной скале есть маленькая стальная дверь. Как сказала бы Алиса, странное место для двери, но то, что находится за ней, еще более удивительно. Наверное, точнее всего было бы назвать это Сикстинской Капеллой палеолитического искусства: стены пещеры Шове, названной в честь одного из спелеологов, открывших ее в 1994 году, покрыты поразительно живыми древними наскальными рисунками. Они сохранились чудом, в результате камнепада, произошедшего тысячелетия тому назад. Осознавая как уникальность рисунков, так и их тревожную недолговечность (аналогичные произведения наскальной живописи в других пещерах были повреждены плесенью, росту которой способствовало повышение влажности вследствие дыхания людей), французское правительство закрыло пещеру для всех, кроме горстки экспертов. За пятнадцать с лишним лет, прошедших после открытия, людей, побывавших на вершине Эвереста, было гораздо больше, чем тех, кто видел эти рисунки. Снимать внутри не разрешали никому.
И тут с радующей душу неотвратимостью появляется Вернер Херцог, которому удалось-таки получить разрешение сопровождать археологическую экспедицию и в течение нескольких часов снимать в пещере. По слухам, дело окончательно решилось в его пользу, когда он предложил поступить на французскую государственную службу с окладом в 1 евро. Технические ограничения, наложенные на съемки, устрашают: в пещеру были допущены только трое членов съемочной группы, включая и самого Херцога. Разрешалось использовать исключительно легкие камеры и панели освещения, работающие от поясных аккумуляторов. Более того, в подобных условиях Херцог принимает решение снимать в 3D.
Результатом всего этого стал удивительный, гипнотизирующий, а временами и неожиданно трогательный фильм. Херцог сделал затруднения и сложности при съемках частью сюжета, предшествующей виртуозно снятой сцене в конце, в которой рисунки, словно по волшебству, оживают. Используя только движение камеры и два источника света, он создает образы не от мира сего.
Почти во всех эпизодах применение 3D кажется одним из наиболее уместных в истории хитроумной технологии: рисунки, теснящиеся на неровных, волнистых стенах пещеры, превращаются в сложные рельефы (впрочем, в интервью, снятых лицом к лицу ручной камерой, 3D не столь уж необходимо). Философские рассуждения Херцога могут отпугнуть людей, незнакомых с ним. Кроме того, будучи мудрецом и поэтом, он все же не удержался от провокационного утверждения о том, что мы, современные люди, никогда не поймем истинный смысл этих изображений.
А то, что аргументирует он свою глубокую мысль с помощью парочки получивших дозу радиации аллигаторов-альбиносов с находящейся в 20 милях от пещеры АЭС … ну, это же Вернер!