Красивая, но несколько запутанная история, подкупающая стилем.
Ян Цзянь — божество, потерявшее силы 13 лет назад. Теперь он наемник, более известный как Эрлан Шэнь, и зарабатывает на жизнь поимкой преступников. В один из дней таинственная женщина предлагает Цзяню и его команде очередной контракт — на этот раз на поимку некоего Чэньсяня, который якобы украл очень дорогую сердцу заказчицы вещь, связанную с пропавшей сестрой. Дело сразу кажется подозрительным, но никто даже и предположить не может, чем закончится простая на первый взгляд охота за воришкой.
«Ян Цзянь» — уже вторая работа студии Light Chaser Animation в рамках цикла «Новые боги»: в 2021-м вышел «Возрождение Нэчжи», но связь между мультфильмами, в общем-то, номинальная. Студия в целом активно заходит на почву мифологии: дебютным полным метром для нее стали «Хранители дверей», а позже вышла дилогия «Белая змея».
«Новые боги: Ян Цзянь» обращает на себя внимание в первую очередь картинкой, местами не уступающей работам Pixar, у которых откровенно подсмотрены некоторые дизайнерские решения и приемы. Уникальности придает выбранная стилистика, удачно сочетающая фэнтезийные и фантастические аспекты, благодаря чему магия и технологии органично соседствуют друг с другом. Отличить одно от другого иногда попросту затруднительно: например, местные порталы, через которые путешествуют герои на летающих кораблях, напоминают изобретения прямиком из научной фантастики, но работают, кажется, все же именно магическим образом.
Визуал — вообще сильная сторона «Ян Цзяня»: по всему видно, что в работу вложено немало усилий. Небезразличные к технологиям зрители точно оценят поведение тканей и жидкостей, а остальные смогут насладиться плавной анимацией со множеством деталей. Авторам удалось удачно показать и масштаб благодаря большому количеству персонажей и объектов, и динамику: сцен с погонями и схватками более чем достаточно. Да и поставлены экшен-эпизоды со вкусом и выдумкой: уже на первых минутах зритель сможет оценить высокий темп, спасибо поимке случайного мелкого преступника и последующему знакомству с Чэньсянем.
Мир, впрочем, выстроен так, что разобраться в нем будет не так уж и просто. Проблема в том, что многие вещи подаются как само собой разумеющиеся и словно не нуждаются ни в каком пояснении. Так, в самом начале напарник Цзяня будто невзначай бросает, что скучает по временам, когда люди могли летать. При этом до конца даже не ясно, а человек ли он: история то и дело скачет между мирами смертных и бессмертных, не давая опомниться, а боги и полубоги соседствуют с антропоморфными зверями и обычными людьми. Отследить, кто есть кто и как они друг к другу относятся, честно говоря, не всегда легко.
С сюжетом у «Ян Цзяня», увы, проблем больше, чем с визуалом. Если работу художников оценить легко, то сказать то же о сценаристах более затруднительно. Загвоздка в том, что история скачет очень уж неожиданным образом, то сосредотачивается на незначительных мелочах, то, наоборот, несется столь стремительно, что отследить происходящее кажется почти невозможным. Недоработки особенно ярко бросаются в глаза в сценах с персонажами, которые присутствуют на экране буквально пару минут, хотя подаются как важные. К ним можно отнести, например, команду Цзяня, отсутствующую большую часть времени за ненадобностью, или, допустим, обезьян из казино, в титрах обозначенных буквально как «Обезьяны из казино».
Решения героев могут выглядеть не менее скоропалительными, а любовь и ненависть разделены парой сцен. Отношения и мотивации персонажей в целом работают скорее задним числом: пока наблюдаешь за героями, может казаться, что в их действиях нет никакой логики. Однако стоит после просмотра прокрутить в голове увиденное, как становится понятно, что на деле многие внутренние решения просто остаются за кадром. Проблема от этого, впрочем, никуда не пропадает.
Вот и получается, что «Новые боги: Ян Цзянь» оставляет неровное впечатление: складывается чувство, что мультфильм словно создан «для своих» и предполагает какую-то подготовку вроде знания конкретных легенд или традиций. Вот только понять, каких именно, не так уж просто — по крайней мере, однозначный первоисточник в духе «Путешествия на Запад» или «Троецарствия» найти не удалось, так как половина персонажей отсылает к разным произведениям.
И все же «Ян Цзянь» скорее удачен — спасибо интересным визуальным находкам и общей динамике, которая совершенно не утомляет за два часа хронометража. Хочется верить, что следующая часть «Новых богов» окажется еще лучше — шансы на рост над собой у студии вполне ощутимые.