
Подлинная героическая история об американском герое времен Второй мировой, который героически пережил адский японский концлагерь
Подлинная героическая история об американском герое времен Второй мировой, который героически пережил адский японский концлагерь.
Выходец из семьи итальянских эмигрантов Луис Замперини (Джек О’Коннелл) в школе начинает заниматься бегом и добивается столь внушительных результатов, что в 19 лет становится самым юным американским участником Олимпийских игр 1936 года в Берлине. Когда начинается война с Японией, Луис становится авиационным бомбардиром, переживает крушение над Тихим океаном, проводит вместе с товарищами 47 дней на шлюпке в открытом море и, наконец, попадает в японский плен. Там над ним месяцами и годами издевается капрал-садист Ватанабе (Мияви), который считает своим долгом сломать знаменитого американца с непокорным взглядом.
Когда творец работает не с вымышленной, а с реальной историей, его мастерство проявляется в умении выбрать наиболее драматичное испытание, пережитое прототипом героя. В случае Луиса Замперини таким испытанием была его послевоенная депрессия, когда героя войны едва не доконали алкоголизм и посттравматический синдром. Чтобы вновь начать жить по-человечески, Луис возродил свою былую веру в Бога и простил своих японских палачей – простил искренне, не на камеру.
Из этой истории могла бы выйти мощная, нестандартная и даже, пожалуй, провокационная антивоенная драма с актуальным современным звучанием (способна ли Америка, например, простить бен Ладена и его террористов?). Однако Анджелине Джоли не хватило то ли художественного видения, то ли артистической смелости. Поэтому ее второй режиссерский проект – не психологическая драма о прощении и преодолении ненависти, а плоская военная пропаганда, прославляющая несгибаемость американского героя и проклинающая садизм его жалкого японского противника. Последний, сыгранный дебютировавшим в кино японским поп-рокером Мияви (типичным представителем дальневосточных женоподобных «красавчиков»), может поспорить по своей омерзительности с Джоффри Баратеоном из «Игры престолов». А это, как мы все знаем, очень высокая планка для отрицательного персонажа.
В Америке принято называть «пыточной порнографией» ленты вроде сиквелов «Пилы», но для «Несломленного» этот термин намного уместнее. Начинается фильм, правда, на подъеме, с эффектного воздушного боя и напоминающих о «Форресте Гампе» флешбэков о детстве героя и о его спортивной карьере (показательно, что лента пропускает короткую встречу Замперини с Гитлером, во время которой фюрер похвалил выступление парня на Олимпиаде, – настоящий американский герой не может принимать похвалы от исчадья ада). Но как только «Несломленный» сбрасывает Луиса на шлюпку в Тихий океан, картина, в сущности, сводится к полуторачасовой пытке Замперини – сперва голодом, жаждой и жарой, а затем еще и холодом, тяжелой работой, постоянными побоями и страхом перед отсечением головы или расстрелом. Кино заканчивается вместе с окончанием войны, и последующие события лишь кратко упоминаются в финальных титрах.
Не поймите нас неправильно – «Несломленный» рассказывает подлинную историю неподдельного мужества, и капрал Ватанабе в реальной жизни был даже большим мерзавцем и садистом, чем на экране. Но правдивость не делает сагу о Замперини менее скучной или более глубокой – или менее провоцирующей ненависть к японцам. Потому что никаких других значимых восточных персонажей в картине нет, и Ватанабе в одиночку олицетворяет всю Страну восходящего солнца. В то время как Замперини почти что в одиночку символизирует победу американского духа над душевной слабостью и развращенностью Ватанабе (в фильме об этом прямо не говорится, но можно почувствовать, что злодей получает эротическое наслаждение от пыток, которым он подвергает военнопленных, и это тоже не вымысел сценаристов).
При всем при этом с чисто профессиональной точки зрения «Несломленный» вполне компетентен, и можно понять тех американских критиков, кто предсказывает, что со временем Джоли будет более известна как режиссер, чем как актриса. Но, откровенно говоря, ее предыдущая лента «В краю крови и меда» нам понравилась больше, потому что в ней, при всем ее негативном отношении к сербам, были психологическая сложность и редкая для американцев искренняя попытка проникнуть в сознание «экзотических» иностранцев. «Несломленный» же столь примитивен, что все, что о нем нужно знать, вы можете выяснить из его трейлеров. Если вы хотите увидеть захватывающее и драматичное кино о японском концлагере для военнопленных, посмотрите (или пересмотрите) фильм Нагисы Осимы «С Рождеством, мистер Лоуренс». Эта лента куда более достойна места в истории военного кино.