Подлинная героическая история об американском герое времен Второй мировой, который героически пережил адский японский концлагерь
Выходец из семьи итальянских эмигрантов Луис Замперини (Джек О’Коннелл) в школе начинает заниматься бегом и добивается столь внушительных результатов, что в 19 лет становится самым юным американским участником Олимпийских игр 1936 года в Берлине. Когда начинается война с Японией, Луис становится авиационным бомбардиром, переживает крушение над Тихим океаном, проводит вместе с товарищами 47 дней на шлюпке в открытом море и, наконец, попадает в японский плен. Там над ним месяцами и годами издевается капрал-садист Ватанабе (Мияви), который считает своим долгом сломать знаменитого американца с непокорным взглядом.
Когда творец работает не с вымышленной, а с реальной историей, его мастерство проявляется в умении выбрать наиболее драматичное испытание, пережитое прототипом героя. В случае Луиса Замперини таким испытанием была его послевоенная депрессия, когда героя войны едва не доконали алкоголизм и посттравматический синдром. Чтобы вновь начать жить по-человечески, Луис возродил свою былую веру в Бога и простил своих японских палачей – простил искренне, не на камеру.
Из этой истории могла бы выйти мощная, нестандартная и даже, пожалуй, провокационная антивоенная драма с актуальным современным звучанием (способна ли Америка, например, простить бен Ладена и его террористов?). Однако Анджелине Джоли не хватило то ли художественного видения, то ли артистической смелости. Поэтому ее второй режиссерский проект – не психологическая драма о прощении и преодолении ненависти, а плоская военная пропаганда, прославляющая несгибаемость американского героя и проклинающая садизм его жалкого японского противника. Последний, сыгранный дебютировавшим в кино японским поп-рокером Мияви (типичным представителем дальневосточных женоподобных «красавчиков»), может поспорить по своей омерзительности с Джоффри Баратеоном из «Игры престолов». А это, как мы все знаем, очень высокая планка для отрицательного персонажа.
В Америке принято называть «пыточной порнографией» ленты вроде сиквелов «Пилы», но для «Несломленного» этот термин намного уместнее. Начинается фильм, правда, на подъеме, с эффектного воздушного боя и напоминающих о «Форресте Гампе» флешбэков о детстве героя и о его спортивной карьере (показательно, что лента пропускает короткую встречу Замперини с Гитлером, во время которой фюрер похвалил выступление парня на Олимпиаде, – настоящий американский герой не может принимать похвалы от исчадья ада). Но как только «Несломленный» сбрасывает Луиса на шлюпку в Тихий океан, картина, в сущности, сводится к полуторачасовой пытке Замперини – сперва голодом, жаждой и жарой, а затем еще и холодом, тяжелой работой, постоянными побоями и страхом перед отсечением головы или расстрелом. Кино заканчивается вместе с окончанием войны, и последующие события лишь кратко упоминаются в финальных титрах.
Не поймите нас неправильно – «Несломленный» рассказывает подлинную историю неподдельного мужества, и капрал Ватанабе в реальной жизни был даже большим мерзавцем и садистом, чем на экране. Но правдивость не делает сагу о Замперини менее скучной или более глубокой – или менее провоцирующей ненависть к японцам. Потому что никаких других значимых восточных персонажей в картине нет, и Ватанабе в одиночку олицетворяет всю Страну восходящего солнца. В то время как Замперини почти что в одиночку символизирует победу американского духа над душевной слабостью и развращенностью Ватанабе (в фильме об этом прямо не говорится, но можно почувствовать, что злодей получает эротическое наслаждение от пыток, которым он подвергает военнопленных, и это тоже не вымысел сценаристов).
При всем при этом с чисто профессиональной точки зрения «Несломленный» вполне компетентен, и можно понять тех американских критиков, кто предсказывает, что со временем Джоли будет более известна как режиссер, чем как актриса. Но, откровенно говоря, ее предыдущая лента «В краю крови и меда» нам понравилась больше, потому что в ней, при всем ее негативном отношении к сербам, были психологическая сложность и редкая для американцев искренняя попытка проникнуть в сознание «экзотических» иностранцев. «Несломленный» же столь примитивен, что все, что о нем нужно знать, вы можете выяснить из его трейлеров. Если вы хотите увидеть захватывающее и драматичное кино о японском концлагере для военнопленных, посмотрите (или пересмотрите) фильм Нагисы Осимы «С Рождеством, мистер Лоуренс». Эта лента куда более достойна места в истории военного кино.