
Третий сезон стал более зрительским, Шерлок стал более человечен и приземлен, загадки представляются банальными и в чем-то вымученными. Но харизматичные актеры и энергичная постановка по-прежнему не позволяют оторваться от экрана
Третий сезон стал более зрительским, Шерлок стал более человечен и приземлен, загадки представляются банальными и в чем-то вымученными. Но харизматичные актеры и энергичная постановка по-прежнему не позволяют оторваться от экрана.
Два года проходит с того дня, как Джон Ватсон стал свидетелем трагического падения своего друга Шерлока Холмса с крыши. Душевные раны затягиваются, Джон находит работу, обретает любовь – жизнь налаживается. Но лишь на недолгий промежуток… «Воскресший» Шерлок с присущей ему прямотой и фирменной бестактностью снова врывается в уютный мир Ватсона и утягивает за собой навстречу новым приключениям и опасностям, наполняющим современную Англию.
Кто бы что ни говорил о сериале ВВС «Шерлок», с какими критическим статьями ни выступали бы специалисты, какие бы статистические данные ни предлагали рейтинговые агентства, невозможно не признать: мы стали свидетелем рождения и расцвета невероятного феномена, в первые же секунды своего существования вырвавшегося за пределы телеэкрана и буквально захватившего весь мир. Постфактум можно рассуждать о том, стоило ли продолжать сериал после первого сезона (объективно пилотный эпизод до сих пор является самым сильным), имело ли смысл таким образом коверкать персонажей Конан Дойла (речь даже не о Шерлоке и Джоне, а об Ирэн Адлер и Мориарти, например) и насколько удачно прошла «трансплантация» героев в иную эпоху. Однако факт остается фактом: перед нами крайне непростая и безусловно высококачественная работа, имеющая множество поклонников, тепло принимаемая многими самыми предвзятыми специалистами, оригинальная, но при этом доступная и увлекательная.
Впрочем, у всего вышеуказанного есть и оборотная сторона. «Шерлок» ВВС буквально превратился в раба лампы. Будь новый Холмс кинотеатральным релизом, к нему, возможно, было бы куда меньше претензий – грубо говоря, из первого сезона вполне можно было спрессовать плотный энергичный полнометражный фильм и им ограничиться хотя бы на время. Телевизионный формат такого отношения не предусматривает – рейтинги, поклонники, канал взывают к авторам, силой вытягивают из создателей и актеров согласие на продолжение, удовольствие превращается в наркотик. Побочный эффект у этого подобен наркотическому – со временем дозы приходится увеличивать, а кайфа приходит все меньше.
Благо, Марк Гэтисс и Стивен Моффат – люди довольно креативные и изобретательные. До сих пор им удается не только делать из каждой серии новое приключение, но и даже придавать каждому сезону особое настроение. Первый сезон был ознакомительным и сделал максимум возможного для привлечения аудитории и создания армии поклонников. Второй стал данью уважения классике – именно в него вошли отсылки к таким важным произведениям Конан Дойла, как «Скандал в Богемии», «Собака Баскервилей» и «Последнее дело Холмса». Третий же сезон получился «фанатским» – игнорировать бум, который в Интернете вызвала «гибель» Холмса в финале второго сезона, было невозможно, и авторы пошли навстречу многочисленным теориям спасения Шерлока. Второй эпизод, «Знак трех» и вовсе стал в большей степени рассказом о Холмсе вне дела, чем детективным расследованием. Демонстрация способностей Шерлока принимать алкоголь и выступать на торжественных мероприятиях получилась несколько нелепой, сложно представить себе такое в сериалах Масленникова или Майкла Кокса, но зрители оказались в восторге – оказывается, неприступному Холмсу не чуждо ничто человеческое. Третью серию и вовсе можно было бы вычеркнуть из списка обязательных к ознакомлению – загадочное прошлое Мэри Уотсон выглядит притянутым за уши даже по стандартам «Шерлока», но действо спасает невероятный Ларс Миккельсен, сколь зловещий, столь и притягательный.
Кстати, об актерах. Совершенно не удивительно, что и Бенедикт Камбербатч, и Мартин Фриман не торопятся возвращаться к образам Шерлока и Джона. Оба прекрасно вписались в роли и гарантированно внесли свои имена на почетную доску лучших экранных образов литературных героев, однако и им не хочется чувствовать себя рабами. Оба имеют массу интересных предложений помимо ВВС, оба любимы зрителями, оба имеют гораздо более широкий диапазон актерских возможностей, чем требует «Шерлок». Для актеров суть тоже остается в удовольствии, они заметно «тащатся» от своих героев. Но и им нужно будет что-то играть дальше. Смогут Моффат и Гэтисс найти новые стимуляторы для сериала? Очень хочется надеяться, иначе голосов о том, что закончить стоило уже давным-давно, будет раздаваться все больше. Хотя, что уж говорить, четвертый сезон мы дождемся, мы тоже «подсажены». А вот благодушия на 2015 год может не хватить, Шерлок – фигура компактная и цельная, чем больше его препарируешь, тем меньше в нем остается волшебства и загадочности. Хочется надеяться, что авторы имеют представление о чувстве меры.