
Можно считать "Рай" Тома Тиквера претенциозным, можно - глубокомысленным, можно - холодным, можно - душевным, проблема тут очевидна, ее осознали даже на открытии Берлинале. Сквозь Тиквера все время просвечивает Кесьлевский, и один с другим не сходится.
Кесьлевский-живой человек прощупал бы эту проблему жертвенной любовью карабинера, выяснил бы, насколько она искупает взрыв, но ответа бы не дал. Фильм остался бы, как качели: туда-сюда, туда-сюда, а в целом решайте сами. "Решайте сами" - ключ режиссуры Кесьлевского, который при этом, конечно, знал бы, как режиссировать, на что с таким ключом смотреть, куда переводить взгляд. Рассматривал же он в "Красном" лицо Трентиньяна или в "Синем" квартиру Жюльетт Бинош, и в условиях тех проблем создавало же это саспенс.
В фильме, есть, разумеется, пара-тройка достойных сцен. Бежавшие карабинер с учительницей прячутся в кузове микроавтобуса, курсирующего, судя по всему, по химчисткам, а водитель его у одной из химчисток останавливается и поджидает приемщицу. Роман у них, и приемщица залезает в микроавтобус, они трахаются в кабине на скорую руку, и это парафраз к экстатической, деликатной любви карабинера к учительнице. Кроме того, в то же самое время по радио в микроавтобусе передают, что оба беглеца уже объявлены в розыск и как их будут ловить. Спрятавшиеся слушают. Плотность получаемой из кадра информации весьма кинематографична.
К сожалению, если фильм в целом неудачен, у хорошего режиссера это заметно буквально с первого кадра. За компьютерным вступлением следует первое появление героини, когда она делает бомбу. Уже тут видно, что ничего хорошего не будет. Она ее делает как бы "иллюстративно". Сам процесс Тиквера не волнует, ему надо поставить галочку, что "в замшевую сумку был вложен мощный взрывной механизм", так же как следом ему надо поставить галочку, что героиня "напряженно шла в многоэтажный офисный дом в центре современного Турина". Здесь столько суетливых и чисто иллюстрирующих пресловутое "напряжение" кадров, что сразу неинтересно. А когда момент влюбленности карабинера иллюстрирует крупный план его как бы во сне сжимающейся руки - наяву он днем так же сжимал руку героини, упавшей в обморок - это настолько продиктовано сценарием, а не естественным состоянием в кадре, настолько искусственно, что дальше можно вообще не смотреть.
Проблема в том, что если бы Тиквер решительно отказался от иллюстраций, длить время фильма пришлось бы чем-то другим. А чем, если решено не отступать от материала Кесьлевского, а присвоить его, приручить, приучить к себе - глубокомыслия не хватает? Не накопилось еще? "Рай" в итоге - прекрасный пример того, как безнадежно испортить уважаемый, но чужой материал. Как без личного переживания он сведется к самому себе, то есть к занудству и предельной банальности.